Конвенция оон о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Активным действиям по защите прав несовершеннолетних положила начало Декларация о правах ребенка, принятая в 1959 году. Основанием для её создания стало положение о том, что дети нуждаются в дополнительной заботе и защите, названное в числе прочих положений Всеобщей декларации о правах человека. Спустя три десятилетия состоялось подписание Конвенции ООН о правах ребенка.

Работа над проектом началась в 1979 году и продолжалась в течение десятилетия. Документ был завершен и принят Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, однако начал действовать только по завершению ратификации двадцатью странами, входящими в состав ООН. Таким образом, Конвенция о правах ребенка вступила в силу только 02.09.1990 года.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Цель международного документа

Основная цель Конвенции – а именно обеспечение максимальной защиты прав, свобод и интересов детей – неоднократно была названа в документах, предопределивших её создание. В числе таких документов можно назвать Женевскую декларацию прав ребенка, которая была принята в 1924 году; Декларацию о правах ребенка, Декларацию прав человека и прочие.

Кроме того, целью создания Конвенции как международного документа является признание его всеми странами, входящими в состав Организации объединенных наций. Для стран, подписавших Конвенцию, она имеет статус закона.

Структура Конвенции

Конвенция состоит из предваряющей части или преамбулы, которая перечисляет основания к созданию документа, и пятидесяти четырех статей, определяющих права, которые приобретают дети, обязанности государства по отношению к ним, процедуру реализации положений, принимаемых данной Конвенцией, а также регламентирует работу Комитета по правам ребенка.

Основные положения Конвенции

Конвенция разделена на три содержательно различные части. К первой относятся статьи с 1-й по 41-ю, в которых определяются положенные детям права, а также обязанности государства относительно них. Принципы, устанавливаемые в этой части документа, идейно продолжают и развивают принципы, ранее поднятые в Декларации.

Вторая часть содержит указания по организации работы Комитета, определяет его обязанности и полномочия и устанавливает, что государство обязано проводить политику по популяризации принципов, определяемых соглашением, среди населения.

Третья часть содержит положения о процедуре принятия и ратификации соглашения, а также процедуре внесения поправок в текст документа.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Часть 1

Положения первой части договора можно разделить на три значимые группы: права, которые гарантируются каждому человеку, не достигшему совершеннолетия, обязанности государства относительно детей, регулирование отношений детей и лиц, несущих за них ответственность. Исключение составляют пункты 1 и 41.

Статья 1 устанавливает, что ребенком считается человек, не достигший возраста 18 лет, в том случае, если он не был признан совершеннолетним ранее.

Статья 41 утверждает, что национальные законы или иные положения международного права имеют приоритет перед Конвенцией в том случае, если обеспечивают лучшую защиту интересов детей.

К положениям, определяющим права детей, относятся статьи 6-10, 12-16, 20-21, 23-31, 37, 40.

Эти положения признают за несовершеннолетними следующие права: на жизнь, на получение индивидуального имени, получение гражданства по рождению или по крови, право на индивидуальность; возможность выступать в суде с разрешения родителей или представителей, право на свободу слова, на получение образования, на получение социальной и медицинской помощи. То есть большую часть привилегий, которыми наделяют несовершеннолетних, имеет любой гражданин.

Обязанности государства очерчивают статьи 2-4, 11, 17, 19, 32-36.

В число задач, возлагаемых на государство, входит обязательство действовать в интересах несовершеннолетнего, защищать его от эксплуатации в любых её формах, унижения, насилия; препятствовать похищению детей и вывозу их за пределы страны; обеспечивать возможность получения общего и профессионального образования и социальной помощи и так далее.

Что касается взаимодействия детей и родителей, опекунов или социальных служб, то в основе его лежит следующий принцип: интересы несовершеннолетнего члена семьи должны быть в приоритете.

Кроме того, родители обязаны нести равную ответственность за детей, а также имеют равные права относительно них, в том числе на общение и на возможность воссоединения семьи, если только это не несет опасности для несовершеннолетнего её члена.

Часть 2

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета.

Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Часть 3

Статьи 46-54 утверждают возможность подписания документа любой страной, в том числе не входящей в состав ООН. Также оговаривается процесс внесения поправок в текст соглашения, процедура ратификации и возможность отказа от применения договора.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Право на образование

Доступность образования для несовершеннолетних определяется в статье 28. Согласно положениям статьи, возможность получения образования должен иметь каждый, а обязанность государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию и возможности свободного получения необходимой информации.

Чтобы реализовать это, государство должно обеспечить доступность и обязательность начального и среднего образования, а также возможность получения высшего образования для всех в зависимости от проявляемых способностей.

Воспитание ребенка

Основные обязанности, связанные с воспитанием, обучением и развитием, государство передает родителям или законным представителям при посильной помощи государства, включая создание сети специализированных детских учреждений.

Принадлежность человека к определенной этнической или культурной группе должна учитываться в ходе его воспитания, которое должно быть ориентировано на развитие его талантов, способностей и качеств личности, а также на формирование уважения к правам человека и основным свободам, к национальным, политическим, культурным и историческим особенностям, и ценностям как своей страны, так и других государств.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Действие документа в России и дата вступления в законную силу

15 сентября 1990 года в СССР начала действовать Конвенция, получившая статус закона. Как правопреемник СССР, Россия признает это соглашение, сохраняет за ним статус закона и обязуется обеспечивать реализацию принципов и положений, определяемых договором.

  • Российская Федерация регулярно направляет Комитету обязательные доклады о процессе реализации положений, определенных Конвенцией.
  • Таким образом, Конвенция не утратила своего первоначального значения для общества, а, напротив, сохранила и увеличила его.
  • Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/konventsiya-oon-po-pravam-rebenka

Конвенция о правах ребенка: краткое содержание

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Соглашение о привилегиях детей – это мировой свод правил, фиксирующий привилегии детей в возрасте до 18 лет, их формирование и свободу. Соглашение сформировано в 1989 году. Утвердили её все страны-участницы Генеральной Ассамблеи ООН, однако некоторые осуществили это с замечаниями и оговорками. Соглашение считается логичной разработкой постановлений привилегий ребенка, которая была необязательной не несущей законную силу.

Соглашение о привилегиях детей имеет 54 статей и некоторое количество добровольных актов. Они устанавливают вспомогательные утверждения, объединенные с детьми, а собственно о запрете их роли в военных распрях, продаже, занятии проституцией, незаконного использования детского труда.

Основные положения

Часть 1

В части 1 соглашения обозначается, что все установленные привилегии направлены для всех людей. Государство оберегает детей от всех видов унижения и совершает все требуемые мероприятия по охране его полномочий.

Имеет важное значение, обратить интерес на то, что все деяния в касательстве ребенка обязаны в общем объеме считаться с его мировоззрением.

Государство обязано гарантировать соответственную опеку о детях, если мама и папа или иные люди, на каких положена эта порука, этого не осуществляют.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

В сегодняшней обстановке при повышении численности международных бракосочетаний и бракоразводных мероприятий, что вызывают инциденты между предками, касающихся интересов детей, актуальны статья 9 и 10 Соглашения, объясняющая привилегии ребенка в аналогичных ситуациях. Статья 9 состоит в том, что дети имеют право находиться с родными предками кроме тех ситуаций, когда это приводит к угрозе самочувствию и правильному образу жизни детей.

Кроме этого, они еще обладают правом устанавливать отношение с предками в поре отдельного проживания с одним или с двумя. В статье 10 говорится о том, что дети и их предки имеют право путешествовать по странам и въезжать в свою страну для соединения или удерживания личных взаимосвязей между ребенком и отца с матерью.

Кроме этого, стоит сразу отметить такое обстоятельство, что при разводе ни один из родителей не имеет никакого права отказывать другому в вывозе ребенка из страны, если на это нет никаких весомых оснований. Родитель имеет полное право путешествовать со своими детьми, и если другой решил не дать на это путешествие согласие, то ему нужно постараться доказать свой отказ в суде.

Неущемление в своих действиях считается главным началом Конвенции: дети обязаны применять свои привилегии без какого-либо угнетения, не обращая внимание на расу, оттенок кожи, пол, язык и веру, общественно-экономические или иные позиции, государственное, народное или международное возникновение, финансовое наличие, самочувствие и появление детей, их предков или покровителей или прочих факторов.

Кроме этого, конвенция содержит правила, что детей не имеют права казнить в возрасте до 18 лет, какой бы они закон ни преступили.

Если брать во внимание все положения данного документа и при внимательном его изучении можно смело сообщить о том, что права детей полностью защищены.

К сожалению, некоторые очень грамотные подростки этим пользуются и совершат страшные преступления.

Именно по этой причине и были созданы некие уточнения с ограничениями, которых фиксируются конкретные права детей и в случае, каких нарушений их ждет наказание.

Главные утверждения Конвенции

  • Все дети имеют право на жизнь, и страны гарантируют в наибольшей мере проживание и правильное формирование детей.
  • Каждый ребенок со времени появления на свет имеет право на имя, и на предоставление гражданства.
  • Во всех поступках судов, органов, занятых вопросами общественного благополучия, или управленческих аппаратов первостепенное внимание акцентируется корректному снабжению увлечений ребенка. Взгляды детей подвержены тщательному обсуждению.
  • Государство гарантирует воплощение детям всех прав без какого-либо ущемления или разграничения. Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей
  • Дети не обязаны расставаться с родными отцом и матерью, за исключением моментов, когда это организуют знающие службы в заинтересованных детях. Государства обязаны помогать образованию семей, позволяя въезд в страну или выезд из нее.
  • Родители несут главную обязанность за обучение ребенка, однако страны обязаны проявлять им соответственную поддержку и улучшать сеть детских институтов.
  • Страны обязаны гарантировать защиту детей от причинения им физиологического или эмоционального вреда и неимения защиты, включая сексуальные проступки или использование.
  • Государства гарантируют систему ухода за детьми без опекунов. Система опекунства должна скрупулезным способом формироваться. Должен быть подписан интернациональные договора, чтобы были учтены обязательства и гарантирована законная реальность, тогда опекуны должны отвезти ребенка из страны, где он появился на свет.
  • Дети с ограниченными возможностями имеют право на качественную учебу, занятие и заботу.
  • Ребенок имеет право на пользование службами организации здравоохранения. Страны обязаны гарантировать охват порядком здравоохранения всех детей, уделяя при этом первостепенное уважение предупредительным мерам, пропаганде врачебных познаний и уменьшению детской смертности
  • Начальное обучение обязано быть безвозмездным и неотъемлемым. Программа начальной школы обязана помогать с поддержкой мероприятий, отображающих почтение людского совершенства ребенка. Обучение должно готовить ребенка к жизни в духе постижения, мира, терпению.
  • Дети должны иметь период на отдых и игры, равные полномочия заниматься интеллигентной и созидательной работой.
  • Государства должны оберегать ребенка от финансовой работы и работы, которая выступает преградой в формировании обучения либо причинять вред его самочувствию и материальному статусу.
  • Государства обязаны нести защиту детей от нелегального применения наркотических веществ и их вовлечения в производстве или бизнесе подобными снадобьями. Нужно добавить все действия для предупреждения воровства и торговли детьми.
  • Дети обязаны заключаться под стражей раздельно от взрослых; они не обязаны подвергнуть насилию или бессердечному и растаптывающему авторитет призыву.
Читайте также:  Кармический брак: что это такое, как рассчитать по дате рождения

Часть 2

Уверенные в том, что семье как главной ячейке социума и общественной среде для взросления и обеспеченности всех ее участников собственно детей обязаны быть гарантированы надежная защита. Ребенку для совершенного и правильного становления его личности нужно воспитываться в семейной обстановке, в обстановке счастья, любви взаимопонимания.

Внимание! Самостоятельная защита своих прав может привести к плачевным последствиям!

Задайте нашим юристам свои вопросы по телефону, в чате или в форме ниже!

Ребенка требуется подготовить к независимой жизни в обществе и дать воспитание в духе эталонов, заявленных ООН, и тем более в духе мира, совершенства, упорству, независимости, равноправия и совместности,

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Этими задачами занимаются осведомленные органы и межнациональные системы, занятые проблемами материального статуса детей, что, как замечено в постановлении прав ребенка, ввиду его физиологической и умственной несостоятельности, спрашивает надежную охрану и опеку, в том числе верную справедливую охрану, как до, так и после появления на свет,

Опираясь на подписание документов о коллективных и легальных началах, дотрагивающихся охраны и материального состояния, особенно в ситуациях, когда ребенка передают на усыновление в чужую страну.

В этой обстановке затронуты Минимальные обычные законы ООН, затрагивающие работу правосудия по отношению к детям, не получивших совершеннолетия совершеннолетия («Пекинские правила») и Декларацию об охране женщин и детей в сложных критериях и в момент вооруженных противостояний.

Беря во внимание, что в любых странах мира живут дети, в особенно сложных обстановках, и что эти дети имеют потребность в особой заботе, считая неотъемлемой частью их жизни значимость обычаев и развитых ценностей любого народа для обороны и гармонического вырабатывания ребенка,

Беря во внимание значимость интернационального партнерства для совершенствования ситуаций проживания детей во всех странах, в особенности в развитых странах. К тому же соглашение рассматривает положение о надежной жизни детей и их опекунов в тяжелых ситуациях. Это очень важно в ситуациях военного времени и терактах.

Часть 3

Полноценное соглашение раскрыто для подписания ее странами дольщиками:

  1. Любая страна — соучастник может рекомендовать установку и доставить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Источник: http://semya911.ru/kids/konvenciya-o-pravax-rebenka.html

Что вы знаете о конвенции ООН о правах ребенка?

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Договор был принят в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН. Работа над ним велась с 1979 года, когда профессор – международник из Польши А. Лопатка предложил проект Конвенции. До этого существовала Декларация прав ребенка, которую приняли в ООН в 1959 году. В ней упор делался на 10 положений, в которых говорилось, что ответственные за воспитание детей обязаны давать детям все лучшее и действовать ему во благо.

К 2 сентября 1990 года договор был подписан двадцатью странами и именно с этого дня он вступил в силу. На ноябрь 2014 года, когда была внесена последняя поправка о защите детей от порнографии, в Конвенции принимали участие 169 стран. Сегодня это наиболее полный международный документ, в котором оговорены права ребенка и их защита.

Конвенция о правах ребенка включает 54 статьи.

В первой статье ребенком признается любой гражданин государства до 18 лет, если он не был признан достигшим совершеннолетия раньше по законам своей страны. В статьях перечислены права ребенка на:

  • жизнь;
  • имя;
  • гражданство;
  • родителей;
  • здоровье: дети должны получать все нужное для лечения, включая информацию о процедурах и лекарствах, здоровых привычках и образе жизни;
  • образование: каждое государство, подписавшее Конвенцию, должно обеспечивать своим детям обязательное бесплатное начальное образование, делать доступным среднее образование;
  • еду, одежду, жилье;
  • получение и распространение информации: запрещается передавать детям и помогать в распространении информации, которая может нанести вред ребенку или противоречит основным моральным, законодательным и др. нормам государства. Поощряется: появление в СМИ полезной для детского развития информации, выпуск детской литературы;
  • развитие способностей и талантов;
  • семью: дети должны жить с родителями, если поведение родителей по отношению к ним не содержит угрозы для их здоровья и жизни, если родители достойно заботятся о детях, не оставляют их без помощи;
  • если ребенок лишен родителей, государство должно позаботиться о новой семье, Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детейопеке или устройстве ребенка в детское учреждение;
  • свободу;
  • помощь со стороны взрослых и государства;
  • игры и проведение досуга;
  • дети, возможности которых ограничены, должны пользоваться особой заботой, что бы они могли жить в хороших условиях, получать необходимое лечение и помощь;
  • у детей должна быть возможность говорить на родном языке, пользоваться культурным и религиозным наследием своего народа.

Конвенция о защите прав ребенка

Защита прав ребенка должна осуществляться государством, родителями, другими людьми, получившими полномочия быть их защитниками.

Каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту:

  • от всех видов насилия;
  • от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и учебе;
  • от применения или распространения наркотиков;
  • от похищения, а также от торговли детьми;
  • от жестоких наказаний;
  • на защиту при совершении преступлений. В соответствии с договором детей нельзя осуждать на смертную казнь, а так же на заключение пожизненно;
  • на защиту во время войны. Участие в войне возможно только после 18 лет;
  • информации, наносящей вред развитию ребенка.

В Конвенции указывается на необходимость борьбы с детской смертностью, болезнями, на оказание помощи матерям во время беременности и после рождения детей, на работу по обучению планированию семьи.

Для соблюдения статей Конвенции в ООН каждые четыре года избирается Комитет по защите прав ребенка, который получает сообщения о нарушениях договора. В Комитет входят 10 человек из числа стран, принимающих участие в Конвенции.

Конвенция ООН о правах ребенка: краткое содержание, как защищаются права детей

Если речь идет о торговле детьми или об их участии в войне, Комитет должен провести расследование. У страны, в которой произошло нарушение, спрашивают разрешения на присутствие и проведение расследования членами комитета. После окончания расследования уполномоченный член комитета дает рекомендации по ликвидации нарушения и следит за его выполнением.

  • С 2014 года сообщения о нарушении прав, указанных Конвенцией, Комитет принимает и непосредственно от детей.
  • Любая страна, участвующая в Конвенции, может заявить о выходе в любое время, но перестанет быть участницей договора только через год.
  • Конвенция о правах ребенка кратко формулирует все возможные права детей и защиту детских интересов в статьях 1-42, остальные статьи посвящены правилам подписания и ратификации этого договора.
  • Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди народа.

Источник: https://tvoiyapravda.ru/for-deti/convencia/chto-vy-znaete.html

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

  • Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.
  • Статья 1
  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
  • Статья 2

Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.

  1. Статья 3
  2. Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
  3. Статья 4
  4. Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
  5. Статья 5
  6. Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
  7. Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.

  • Статья 7
  • Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
  • Статья 8
  • Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
  • Статья 9

Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

  1. Статья 10
  2. Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
  3. Статья 12-15

Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.

  • Статья 16
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
  • Статья 17
  • Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
  • а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
  • б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
  • в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;
  • г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
  • Статья 18

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

  1. Статья 19
  2. Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
  3. Статья 20 и 21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

  • Статья 22
  • Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
  • Статья 23
  • Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
  • Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

  1. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
  2. Статья 26
  3. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
  4. Статья 27
  5. Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
  6. Статья 28
Читайте также:  Должен ли муж содержать жену в браке - что говорит законодательство

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

  • Статья 29
  • Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
  • Статья 31

Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

  1. Статья 32
  2. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
  3. Статья 33
  4. Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
  5. Статья 34
  6. Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
  7. Статья 35
  8. Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
  9. Статья 36
  10. Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
  11. Статья 37
  12. Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  13. Статья 38
  14. Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
  15. Статья 39
  16. Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
  17. Статья 40
  18. Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
  19. Статья 41
  20. Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
  21. Статья 42
  22. Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
  23. Статья 43-45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46-54

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Источник: https://www.samregion.ru/uncategorized/kratkaya-redaktsiya-konventsii-o-pravah-rebenka/

Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие.

Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1 Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2 Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4 Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка.

Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7 Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9 Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам.

Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10 Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро.

Статья 12-15 Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания должны уважаться.

Статья 18 Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка

Статья 19 Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21 Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22 Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь. Статья 23 Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24 Ребенок имеет право на полноценное медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев. Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статьи 28 – 29 Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами. Статья 30 Ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

  • Статья 31 Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
  • Статья 32 Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.
  • Статья 33 Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.
  • Статья 34 Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуального насилия и использования в проституции и порнографии.
  • Статья 35 Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 37 Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жестокости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы.

Ребенок не должен караться пожизненным заключением или смертной казнью. С каждым лишенным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с уважением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь.

Ребенок, находящийся в заключении, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Статья 38 Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использоваться для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запрещается вербовать в солдаты детей такого возраста для участия в вооруженных конфликтах.

  1. Статья 39 Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, использования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на реабилитацию и приспособление к жизни общества.
  2. Статья 40 Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.
  3. Статья 41 Права Конвенции не действуют, если другие национальные законы предоставляют ребенку лучшие возможности для осуществления его прав.
  4. Статья 42 Государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постановлениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43 – 45 Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46 – 54 Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Источник: https://infourok.ru/kratkaya-informaciya-o-konvencii-oon-o-pravah-rebenka-1379647.html

Сообщение конвеция о правах ребёнка кратко — Школьные Знания.com

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята  20 ноября 1989 года.

 Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика.

Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание. Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Читайте также:  Права ребенка в республике беларусь и ответственность за их нарушение

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Источник: https://znanija.com/task/21066529

Конвенции о правах ребёнка

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями .

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика.

Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

  • Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.
  • Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание,
  • развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.

Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы,

цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый

лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок,

обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

  1. Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.
  2. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
  3. Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Источник: https://studfile.net/preview/6265360/

Ссылка на основную публикацию