Международное усыновление в мчп: правовое регулирование, как усыновить ребенка из россии

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. (далее — Конвенция) содержит общие требования для иностранного усыновления.

Прежде всего, власти государства в котором проживает ребенок (далее государство-донор), должны установить, что ребенок может быть усыновлен и что иностранное усыновление отвечает наилучшим интересам ребенка.

Должно иметь место согласие компетентных органов государства-донора, где это требуется согласие матери и самого ребенка на усыновление.

Также государство-донор должно установить обладают ли правом предполагаемые приемные родители усыновить ребенка, и будет ли у ребенка возможность въехать на территорию иностранного государства. Конвенция 1993 г.

акцентирует внимание на недопустимость извлечения материальной выгоды, какими — либо субъектами в процессе осуществления деятельности, направленной на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере международного усыновления. Также Конвенция предусматривает некоторые процедурные требования, которые имеют место при иностранном усыновлении, а также особенности признаний и последствия усыновления. Общие требования и рекомендации, закрепленные в международных нормативных актах, конкретизированы и дополнены внутренним законодательством государств.

Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны.

Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку. За последнее время 15 детей, усыновленных иностранными гражданами (из них 14 — гражданами США), погибли в результате жестокого обращения с ними приемных родителей.

Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.

Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место.

Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.

Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации.

Кроме того, по данным Национального совета США по усыновлению во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи «нелегально», благодаря активности будущих родителей, организаций и людей, не имеющих официального разрешения на занятия такого рода деятельностью. В этом случае речь идет о независимом усыновлении.

Значительная часть иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, действует с нарушением правовых норм.

Некоторые такие организации (агентства) все чаще пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, и таким образом нарушают права ребенка Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-usynovleniya-detei-grazhdan-rossiiskoi-federatsii-inostrannymi-grazhd#ixzz33MoyRXAC.

Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.

В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.

Таким образом, представляется необходимым устранить имеющиеся проблемы, обеспечить соблюдение и охрану прав детей, путем заключения международных договоров о взаимопомощи по семейным делам, в том числе о международном усыновлении, с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за дальнейшей судьбой этих детей.

При этом заключение Российской Федерацией двусторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления соответствует положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, а также Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иностранного усыновления, заключенной в Гааге в 1993 году Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-usynovleniya-detei-grazhdan-rossiiskoi-federatsii-inostrannymi-grazhd#ixzz33Mpt8r5O.

Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких важных условий. Большинство ученых, специалистов в области международного частного права , рассматривали условия усыновления как определенные юридические факты.

Вместе с тем определение понятия условия в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого из условий.

Необходимость точного определения этих понятий обусловлена острой потребностью практики, что позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства Косова О.

Особенности международного усыновления. // Законность. 2001. № 1.С.92.

Как известно, всякое понятие формируется из определенных признаков. Понятие «условие усыновления» — не исключение. К таким признакам указанного понятия относятся следующие:

  • 1) условия усыновления — это определенные требования, установленные в законе;
  • 2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие правила поведения, не допускающие отклонения в регулируемом поведении. Императивный характер обусловлен публичным интересом к усыновлению детей;
  • 3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), т.е. они строго персонифицированы.

Исходя из этих признаков, можно дать следующее определение понятия «условия усыновления».

Условия усыновления — это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц по поводу усыновления.

Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г., и ст.

21 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривают, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при соблюдении определенных условий Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне. Утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 декабря 1986 г..

Сравнительный анализ законодательства РФ и иностранных государств позволил выделить следующие общие условия усыновления детей иностранными гражданами: согласие родителей усыновляемого ребенка, согласие усыновляемого ребенка, согласие усыновителя и супруга усыновителя, отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить, отсутствие определенных законом болезней у усыновителей, наличие установленной законом разницы в возрасте, наличие специального разрешения на усыновление.

К числу основных условий относится согласие родителей на усыновление. Несомненно, что в результате акта усыновления усыновители приобретают определенные личные и имущественные права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим детям. Здесь можно сказать о родительских правах усыновителей.

Право родителей на воспитание детей относится к числу наиболее важных прав, принадлежащих родителям в семье. Родители в первую очередь наделяются правами (обязанностями) по воспитанию своих детей. Это право носит строго личный характер и не может быть никому передано или переуступлено, тем более нельзя отказаться от этого права.

Наделение родительскими правами других лиц влечет за собой утрату этих прав родителями и поэтому не может иметь места без их на то согласия.

Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому-либо на усыновление.

Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам.

По своей сути родительские права — это такие права, которых нельзя лишиться добровольно. Родительские права относятся к числу очень важных прав граждан, и они не только провозглашаются, но и реально гарантируются.

Такая общая черта правового регулирования взаимоотношений родителей и детей отражается и на разрешении вопроса о соотношении интересов детей и родителей. Таким образом, согласие родителей не означает сложение ими с себя каких-либо обязательств, а лишь свидетельствует об отсутствии препятствий к усыновлению.

Следующим условием усыновления является согласие ребенка, достигшего определенного законом возраста (в РФ, Республике Казахстан, Украине, 10 лет). Известно, что десятилетний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела.

Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатии, привязанности или, напротив, неприязни) к лицу, которое намерено стать его усыновителем.

Необходимость получения согласия ребенка, достигшего десяти лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение.

Судья должен получить не просто согласие ребенка, ему следует выяснить отношение ребенка к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства испытывает к ним ребенок. В связи с этим представляет интерес норма Гражданского кодекса Франции: «Могут быть усыновлены только дети, знакомые с усыновителями в течение, по меньшей мере, шести месяцев».

Представляется, что такое требование закона оправданно, поскольку исключает возможность усыновления детей случайными людьми, помогает ближе познакомиться усыновителям с усыновляемыми Шерстнева Н. С. Соотношение международно-правовых актов и семейного законодательства Российской Федерации в регулировании усыновления при наличии иностранного элемента.

// Международное публичное и частное право. 2006. № 4. С. 34.

Следующим существенным условием является согласие усыновителя. Согласие усыновителя — это исходное условие, определяющее формирование юридического состава, необходимого для процедуры усыновления. Соответственно все другие условия зависимы от него, и процесс реализации правоотношения по установлению усыновления обусловлен наличием такого согласия.

К числу основных условий относится также согласие супруга усыновителя. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.

Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке.

Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления [Приложение А].

Читайте также:  Секс до брака: отношение православия, является ли мастурбация и анальный секс грехом

Также к существенным условиям следует отнести такое как отсутствие сограждан ребенка, желающих его усыновить.

Усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Как в РФ, так и в Республике Казахстан, представляется необходимым расширить перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Что касается установленной законом разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым, обратимся к семейному законодательству таких государств как Российская Федерация, Казахстан, Украина, Китай, Гватемала, Южная Корея.

Нужно отметить, что отношение этих государств к данному условию усыновления детей не отличается единством, что, по всей видимости, обуславливается различным экономико-социальным уровнем развития их, а также отношением к нормам международного права в области усыновления.

Законодательством РФ установлено, что потенциальный усыновитель должен быть, как минимум, на 16 лет старше усыновляемого ребенка. В Украине разница в возрасте между усыновляемым ребенком и приемным родителем не должна быть менее 15-ти лет. В Республике Казахстан разница в возрасте установлена в 16 лет.

В КНР необходимой разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым не установлено, однако указано, что возраст усыновителей (семейной пары), не должен превышать 50 лет и при этом предпочтение отдается семейным парам, состоящим в браке не менее двух лет.

Также согласно законодательству одиноким гражданам КНР и иностранным гражданам усыновлять детей не разрешается. Следует отметить, что если хотя бы один из супругов усыновителей имеет китайское происхождение (не зависимо от гражданства), процедура усыновления значительно упрощается.

В частности время оформления необходимых документов сокращается с 24 месяцев, до 10-14 дней. В Гватемале законом не закреплены, какие либо ограничения по возрасту, семейному положению и материальному благосостоянию усыновителей. Оформление всех необходимых документов для усыновления ребенка, производится в течение 2-3 дней.

Такое отношение этого государства к институту усыновления порождает злоупотребления самого различного характера, по данным Adoption Institute, на территории Гватемалы орудуют филиалы 4 крупных транснациональных преступных организаций, специализирующихся на торговле детьми и детскими органами Карачаева Е. Младенцы на запчасти // Аргументы и факты. 2003.

№ 37. С.45. В Южной Корее одиноким людям запрещено усыновлять детей. Оба приемных родителя должны быть в возрасте 25-45 лет. Отступления от этого правила возможны, если речь идет об усыновлении тяжело больного ребенка или если один из родителей имеет корейское происхождение. Супруги должны состоять в браке не менее трех лет, иметь высшее образование и не более одного развода в прошлом. Кроме того, у них должен быть определенный уровень достатка и не более четырех детей.

Таким образом, можно сделать вывод по первой главе: усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают правоотношения подобные таким как между родителями и детьми.

Источник: https://studwood.ru/1167288/pravo/pravovoe_regulirovanie_voprosov_mezhdunarodnogo_usynovleniya

Национальное регулирование вопросов международного усыновления

Усыновление является одним из древнейших институтов семейного права, известным со времен Древнего Рима. В настоящее время достаточно широко распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, во всем мире является международное усыновление.

Проблема международного усыновления в современных условиях особенно актуальна по той причине, что вынужденная миграция приводит к постепенной интернационализации усыновления.

С другой стороны, в последние годы участились случаи серьезных нарушений прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, что требует соответствующих изменений в национальном законодательстве и принятия определенных мер на международном уровне.

Проблемы в этой сфере возникают и вследствие не всегда достаточно эффективного исполнения государствами взятых на себя обязательств по защите прав усыновленных, в частности в области осуществления контроля за положением детей, переданных на усыновление иностранным гражданам.

Происходящие изменения требуют не только соответствующего нормативного регулирования, но и теоретического изучения с целью выявления необходимых изменений и дополнений к действующему законодательству, а также прогнозирования в развитии сложных явлений, происходящих в рассматриваемой области.

  • Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы данной статьи, так как теоретическая и практическая проработка проблем правового регулирования усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами является актуальной для науки права и реалий современного общества.
  • Вопросы международного усыновления регулируются не только на международном, но и на национальном уровне.
  • В Российской Федерации законодательные основы регулирования отношений по усыновлению детей с участием иностранцев составляет Семейный кодекс РФ.

Семейный кодекс Российской Федерации уделяет международному усыновлению несколько статей.

Это говорит о всё возрастающей роли данного института в масштабах не только России, но и всего мирового сообщества в целом.

Необходимо отметить также, что таким образом законодателем сделана попытка на федеральном уровне защитить права усыновляемых детей с целью наилучшего обеспечения их прав и интересов.

Статья 165 СК РФ говорит о том, что усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

Российское федеральное законодательство устанавливает, таким образом, что усыновление на территории России иностранными гражданами российских детей производится согласно статье 165 СК РФ в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель.

Можно говорить об оправданности данного правового решения проблематики международного усыновления, так как после усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, как правило происходит переезд ребёнка в государство, гражданином которого является (или являются) усыновитель (усыновители).

А при подобной ситуации конечно же применение иностранного законодательства в наилучшей степени отразит и защитит интересы ребёнка

Семейным кодексом также оговаривается перечень лиц, имеющих право быть усыновителями. Данное положение является необходим для того, чтобы исключить случаи усыновления ребёнка лицами, которые в силу объективных причин не смогут воспитать его и создать семью.

В частности, не могут быть усыновителями лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, а также иные лица, указанные в СК РФ. 1Как видно из этого перечня, он никаким образом не призван ущемить интересы людей, которые хотят усыновить ребёнка. Он содержит в себе лишь те основания, в силу которых человек либо вообще не в состоянии оценивать существующую действительность, либо страдающий определенными заболеваниями. А также в данном перечне перечислены лица, которые не способны к заботе и защите интересов детей.

При усыновлении на территории России детей – иностранных граждан российскими гражданами, применяется, исходя из общей коллизионной нормы, российское законодательство.

                                                                                   Пункт 2 статьи 165 СК РФ устанавливает, что в случае, если в результате усыновления(удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

Это правило несомненно направлено на защиту усыновляемых детей. Оно носит общий характер независимо от гражданства усыновителя. В итоге под правовой защитой оказываются как дети, имеющие российское гражданство, так и дети — иностранные граждане.

Семейный кодекс устанавливает так же, что усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.2

СК РФ также содержит положения и об ограничении применения норм иностранного семейного права. В частности, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации.

Проанализировав данные положения Семейного кодекса можно говорить о стремлении законодателя наилучшим образом защитить ребёнка при иностранном усыновлении, так как сам отстоять свои интересы ребёнок в силу своего возраста не в состоянии.

А при усыновлении иностранными гражданами российских детей это ещё более проблематично, так как связано с переездом ребёнка в другое государство и соответственно, ослаблением по объективным причинам контроля российской стороны за соблюдением прав детей.

Правовое регулирование отношений по усыновлению с иностранным элементом в России осуществляется на основании норм и других законов и подзаконных актов.

Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ; 1«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ;2 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ3, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.4

Читайте также:  Выписка из решения суда о расторжении брака - как составляется?

Важными нормативными актами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются, например: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г.

№ 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»; 1Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г.

  № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением»; 2Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г.

№ 117  «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; [2]Приказ Минздравмедпрома РФ от 24 ноября 1995 г. № 326 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам».[3]

Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений.5

На уровне субъектов РФ также находят свое отражение отдельные вопросы международного усыновления. Например, Постановление Правительства РМ от 20.03.

2007 N 109 «Об утверждении Положения о порядке учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в Республике Мордовия» конкретизирует отдельные вопросы учета иностранных граждан, желающих усыновить ребенка-гражданина РФ, проживающего на территории Республики Мордовия. 1

Анализ российского семейного законодательства позволил сделать вывод о том, что вопросы, касающиеся международного усыновления, регулируются, в основном, на базе подзаконных актов, что приводит к частым противоречиям.

В тоже время Правительство РФ сделало серьезный шаг вперед по вопросу, касающемуся осуществлению контроля за деятельностью организаций по усыновлению детей на территории РФ и осуществлению контроля за положением детей, усыновленных иностранными гражданами.

.

 

1 Содылева О.С. Правовое регулирование института  международного усыновления в Семейном кодексе Российской Федерации // Альманах современной науки и образования 2008. № 6-1. С.198.

2 Содылева О.С. Указ.соч. С.44 .

1 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федеральный закон  от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/03/24/nacionalnoe_regulirovanie_voprosov_mezhdunarodnogo_usynovleniya

Проблемы международного усыновления российских детей

Туганов Ю. Н., Климова Е. А. Проблемы международного усыновления российских детей [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 100-101. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5374/ (дата обращения: 18.12.2019).

Во все времена семья для каждого человека остается неисчерпаемым источником любви, преданности и поддержки. Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка.

Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь. Австрийский педагог Х.

Райнпрехт, отмечал, что «хорошая супружеская пара является для ребенка источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен» [1].

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости.

У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у ребенка никто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи — это усыновление, опека и попечительство, и приемная семья.

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Семейный кодекс не содержит точного определения понятия усыновление. Однако многие авторы раскрывают понятие усыновления и наиболее полное определение на наш взгляд дано Л. М.

 Пчелинцевой, понимающей под усыновлением юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению [2]. В. Т.

 Батычко рассматривает усыновление или удочерение как юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми [3].

Таким образом, усыновление (удочерение) представляет собой процесс принятия на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

В последнее время в России наблюдается тенденция возрастания случаев усыновления российских сирот гражданами иностранных государств. Прежде всего, это связано с социально-экономическими условиями российских граждан.

Все мы знаем о проблемах, связанных с отсутствием жилья, недостаточным материальным обеспечением и государственной поддержкой многодетных и бездетных семей.

Законодательство предусматривает ряд мер материального характера, однако зачастую этого бывает недостаточно: люди просто не хотят брать детей на воспитание, зная о том, что не смогут дать им должного обеспечения.

И здесь, по нашему мнению, необходимо законодателю обратить внимание на создание оптимальных условий для российских усыновителей.

Что касается усыновителей-иностранцев, то в статье 124 Семейного кодекса РФ говорится о том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации либо родственникам детей независимо от места их проживания. Так, согласно статистическим данным в 2012 году российскими гражданами было усыновлено 6,5 тыс. детей, при этом граждане иностранных государств усыновили 2604 ребенка. По сравнению с 2011 годом, где было усыновлено около 3400 детей иностранными гражданами, происходит тенденция сокращения усыновления детей [4]. Однако доля международного усыновления в соотношении с российским составляет порядка 40 процентов от общего количества усыновленных детей в России (довольно значительная цифра).

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В. Путиным был подписан Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [5], вступивший в силу с 1 января 2013 года.

Данный закон называют «законом Димы Яковлева», который в том числе подразумевает запрет на усыновление российских детей родителями из США.

Представляется, что с принятием данного закона ситуация с усыновлением детей иностранцами должна улучшиться, поскольку указанный Закон содержит ряд таких положений, включающих ограничительные меры, позволяющие исключить из числа усыновителей недостойных лиц как:

«…запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:

  • а)     причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;
  • б)    совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;
  • в)    наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению» и так далее.
  • Статья 4 данного Закона устанавливает также запрет «…на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
  • Кроме того, часть 2 указанной статьи прекращает, «…в связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года».
  • Благодаря данному закону государство заставляет иностранцев уважать права и свободы российских граждан.

Отдавая ребенка в приемную семью, органам опеки и попечительства необходимо строже проводить отбор личностей попечителя, чтобы мы потом не сталкивались с проблемой жестокого обращения детей в семье.

К нашему сожалению, законодательство закрепляет только формальные критерии усыновителей, и этого иногда является не достаточным.

Во многих случаях сами органы опеки не проявляют должного внимания к данному процессу.

Попадая в приемную иностранную семью, ребенку представляется сложный процесс адаптации в чужом для него государстве: незнание языка, обычаев, культуры очень часто являются существенными препятствиями для нормальной жизни и развития ребенка.

В связи с этим, немаловажную роль играют вопросы профессиональной подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка (статья 127 СК РФ предусматривает прохождение такой подготовки в качестве одного из критериев усыновителя).

Однако хотелось бы отметить, что данная статья говорит о том, что подготовка иностранных усыновителей может быть проведена в государстве, гражданами которого они являются. В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24 августа 2012 г.

№ ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» [6], в какой-то степени регулирующего особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации.

Однако этого представляется недостаточным. По нашему мнению, необходимо закрепить в российском законодательстве положение, о том, что иностранные родители обязаны пройти подготовку в России, чтобы лучше узнать наш менталитет, наши особенности культуры и многое другое. Чтобы ребенок, попадая в новую семью смог, легко адаптироваться в знакомых ему условиях.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что проблема международного усыновления детей в России остается острой, так как многие механизмы нашего законодательства еще не до конца регулируют эти отношения, необходимо ужесточить административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка усыновления российских детей иностранцами.

Читайте также:  Дают ли больничный при аборте: медикаментозное прерывание беременности, искусственные роды и операция

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5374/

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННОГО ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

  • INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF ADOPTION, COMPLICATED BY A FOREIGN ELEMENT
  • Polina Struina
  • legal Adviser, State Autonomous Institution of Health “Center of specialized types of medical care”, “Institute of Medical Cell Technologies”,
  • Russia, Ekaterinburg
  • АННОТАЦИЯ

В рамках данной статьи были рассмотрены основные теоретические, статистические и правовые аспекты, касающиеся международно-правового регулирования усыновления в правоотношениях, осложненных иностранным элементом. Практическая значимость исследования состоит в выработке автором конкретных предложений по борьбе с основными проблемами в рамках правового регулирования института усыновления. Индивидуальный анализ каждого из направлений процесса усыновления, позволил выявить наиболее значимые проблемы в данной сфере, выделить ключевые проблемные моменты текущего состояния правового регулирования, вызванные несовершенством действующего законодательства.

ABSTRACT

In this work we were considered the main theoretical, statistical and legal aspects relating to international legal regulation of adoption in the legal relations complicated by a foreign element.

The practical significance of this work is to develop the author of specific proposals to combat the major problems in the legal regulation of adoption institute.

Individual analysis of each of the directions of the adoption process, allowed to identify the most important problems in this area, identify key problematic aspects of the current state of legal regulation caused by the imperfection of the current legislation.

Ключевые слова: усыновление; международное право; иностранный элемент; дети.

Keywords: adoption; international law; foreign element; children.

Для России вопрос правового регулирования усыновления является весьма актуальным. Это обусловлено тем, что в настоящее время во всем мире усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, становится весьма популярным. Причины усыновления могут быть совершенно разными.

Различные факторы, заставляют людей задуматься стать родителями. Именно потому большинство из них выбирают усыновление. Согласно статье 124 Семейного Кодекса Российской Федерации, «усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей» [2].

Например, в 2014 году 86,4 процента усыновлений пришлось на российских граждан [1].

Помимо этого, большую значимость имеет и международно-правовое регулирование усыновления. Вопрос усыновления, в особенности усыновления российских детей иностранцами, на данный момент очень актуален и имеет в настоящее время большое практическое значение.

Анализируя статистику с 2004 года по 2014 год, распределение усыновлений менялось неоднозначно. Например, вплоть до 2012 года лидирующей страной в усыновлении российских детей были Соединенные Штаты Америки [1].

В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который, согласно статье 4, предусматривает запрет на передачу российских детей на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки [3].

С 2012 года первое место в усыновлении российских детей вместо Соединенных Штатов Америки заняла Италия. За последние десять лет из России усыновлено и вывезено около 55 тысяч детей [1].

Если в усыновлении участвует иностранный элемент, то важно правильно применять нормы российского и иностранного права. Зачастую судам очень сложно устанавливать содержание иностранного закона, в связи с этим возникают трудности при оценке документов, составленных за границей.

  1. В настоящее время суды часто допускают ошибки при установлении юридически значимых обстоятельств и сносно относятся к исследованию доказательств, в связи, с чем при усыновлении не соблюдается приоритет интересов детей, являющихся российскими гражданами, а также преимущество воспитания родственниками.
  2. Таким образом, на данный момент государство сталкивается с целым рядом актуальных проблем, рассматриваемых в рамках института усыновления, и требующих скорейшего целенаправленного правового урегулирования.
  3. Единого подхода к урегулированию данного процесса нет.
  4. За последние два десятилетия было много сделано для нормализации ситуации в сфере усыновления, как в Российской Федерации, так и на международном уровне, но, тем не менее, на данный момент, еще существует достаточное количество проблем.

Во многом, это обуславливается тем, что государственное регулирование в данной сфере носит прямой характер, иными словами воздействует не столько на причину, а на следствие. Невозможно бороться с проблемами, сопровождающими процесс усыновления, не учитывая по сути, его причин и предпосылок.

Международный договор не может решать и не должен вопросы, которые относятся к компетенции законодательства РФ. Поэтому многие проблемы должны решаться на национальном уровне.

К таким проблемам можно отнести, во-первых, случаи жестокого обращения с детьми в российских приемных семьях, так как, в основном, Правительство РФ реагирует лишь на случаи, которые происходят за границей. Во-вторых, усыновление детей в России имеет еще один ужасный феномен – отказ от них.

Тема вторичного сиротства весьма непопулярна и о ней предпочитают молчать, хотя по данным статистики за 2009 год было возвращено 8473 ребенка из российских семей и только один – из иностранных [1]. Основной причиной возврата эксперты называют неподготовленность приемных семей к заботе об усыновленном ребенке.

Политика будет являться неэффективной до тех пор, пока она не будет решать ключевую проблему данных отношений – материальную заинтересованность, которую обеспечивает государственная программа материальной поддержки приемных семей. В большинстве случаев, когда материальная выгода получена, приемные родители с легкостью отказываются от ребенка.

В-третьих, в качестве наиболее приоритетной из проблем в сфере усыновления, следует выделять проблему усыновления детей – инвалидов. Это обусловлено тем, что многие приемные семьи не хотят обременять себя проблемами по уходу за больным ребенком.

Численность детей-инвалидов, переданных на семейные формы устройства с 2010 г. по 2014 г. возросла на 32 %. Если в 2010 году было устроено 1329 детей, то в 2014 году показатель достиг 1749 человек».

Тогда как, средняя численность усыновленных здоровых детей в год составляет 6780, что в четыре раза больше, чем усыновление детей-инвалидов [1].

Потому, правовые меры по развитию усыновления, могут косвенно привести к улучшению обстановки в обществе и уменьшению негативного влияния вышеуказанных процессов.

Переходя к более подробному рассмотрению международного усыновления, следует указать, что в его рамках представлено две ключевые проблемы.

Во-первых, это недостаточное правовое регулирование, что особенно выделяется на фоне возрастающих скандалов, связанных с устройством детей в иностранные семьи.

Для решения данной проблемы необходимо закреплять в двусторонних договорах не формальные критерии усыновления, а указать ответственность и обязанность договаривающихся государств. Это позволит в значительной степени избежать негативных последствий.

Во-вторых, одной из ключевых проблем является неосведомленность иностранных усыновителей о российском менталитете, особенности культуры, и о многом другом.

В качестве решения одного из перспективных направлений решения данной проблемы должно выступать закрепление на законодательном уровне положения о том, чтобы иностранные усыновители проходили предварительную подготовку к общению с ребенком.

В основном, данная проблема возникает в тех случаях, когда иностранные граждане усыновляют детей старше 4 лет, вследствие чего сталкиваются с особенным мышлением и развитием ребенка, что зачастую приводит к непониманию между усыновителем и усыновляемым.

Таким образом, необходимо закрепить в российском законодательстве положение, о том, что иностранные родители обязаны пройти подготовку в России, чтобы лучше узнать российский менталитет, особенности российской культуры и многое другое.

В-третьих, отдавая ребенка в иностранную приемную семью, органам опеки и попечительства необходимо строже проводить отбор личностей попечителя, чтобы потом не столкнуться с проблемой жестокого обращения детей в семье.

Зачастую законодательство закрепляет только формальные критерии усыновителей, и это иногда является не достаточным.

Предлагаю, внести в Семейный Кодекс Российской Федерации, норму, полно регламентирующую критерии усыновителей.

Следует указать, что правовое регулирование должно учитывать особенности, характеризующие процесс усыновления в Российской Федерации. Необходимо ужесточать административную ответственность за нарушение порядка усыновления российских детей иностранными гражданами.

Отдельное внимание следует уделить вопросу применимости данных норм на практике, контролю со стороны компетентных государственных органов, за их исполнением.

Помимо этого, обязательно должен быть найдет способ повысить непосредственную эффективность применения санкций за нарушение законодательства в сфере усыновления, так как не столько само наказание предостерегает от совершения правонарушения, сколько неизбежность его наступления.

Итоговой целью политики должно быть создание защиты жизни и здоровья детей, усыновленных иностранными гражданами.

Для того чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, оставались в Российской Федерации, необходимо создать оптимальные условия для российских усыновителей.

Предлагаю, закрепить в законодательстве норму об увеличении материальной помощи усыновителям ребенка.

Органы опеки и попечительства будут обязаны проверять не более чем раз в месяц жилищно-бытовые условия, в которых содержится ребенок.

При этом для того чтобы исключить безответственность и материальную выгоду со стороны родственников по отношению к усыновляемому ребенку, считаю необходимым закрепить в законодательстве закрытый перечень оснований, по которым возможность передачи на воспитание несовершеннолетнего ребенка его родственникам отсутствует.

Отдельное внимание следует также уделить борьбе с коррупцией – основной преградой в осуществлении любых позитивных мер, предпринимаемых государством.

До тех пор, пока не будет выработана четкая система антикоррупционных мер, позволяющая эффективно пресекать это явление, большая часть усилий, направленных на нормализацию обстановки, в том числе и в сфере усыновления, будут встречать значительные сложности при реализации.

В то же время следует указать, что влияние многих латентных факторов, также учтено не было. В частности, необходимо выработать конкретные меры по международному сотрудничеству в вопросе иностранного усыновления.

Несмотря на обилие различных международных соглашений в этой сфере, размах проблемы остается весьма внушительным, что доказывает необходимость повышения эффективности данного международного взаимодействия, посредством проведения дальнейшей согласованной политики.

Не смотря на значительную теоретическую разработку данной темы и наличие объемной нормативной базы, наблюдаются серьезные проблемы в практической реализации перспективных направлений решения обозначенных проблем, в силу того, что проводимые меры, реализуются отдельно друг от друга и не оказывают комплексного воздействия на данную область. Исходя из этого, можно сделать вывод, что проведению непосредственно реформ в сфере усыновления, необходимо подготовить к этому те государственные структуры, которые будут заниматься непосредственным воплощением их в жизнь.

Список литературы:

  1. Данные федерального статистического наблюдения по форме № 103-рик «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденной приказом Росстата России от 27 августа 2013 г. № 344. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/4/ (Дата обращения: 04.04.2016).

Источник: https://sibac.info/conf/law/lxvii/63055

Ссылка на основную публикацию