Участие органов опеки и попечительства в гражданском процессе и ходатайство об их привлечении

Участие органов опеки и попечительства в гражданском процессе и ходатайство об их привлечении

Нестабильная экономическая ситуация в России ставит перед нашими гражданами непростые условия для поддержания должного материального состояния и полного удовлетворения своих потребностей. Сложившаяся обстановка способствует большойзакрдитованности населения, и все больше граждан стремятся через суд получить статус банкрота, который предполагает списание кредитных обязательств и долгожданное спасение от «долговой ямы».

Однако для кредиторов такое «спасение» предполагает существенный удар по банковской системе и образование так называемых «мертвых долгов».

Несомненно, представленные финансовые потери влекут противозаконное агрессивное поведение со стороны кредитных организаций, оказание психологического воздействия на должника и членов его семьи.

Одной из самых распространенных угроз является потенциальное лишение родительских прав заёмщика, что негативно отражается на его моральном состоянии. При том что в процессе банкротства гражданина будут привлечены органы опеки и попечительства.

Действительно, особое место в делах о банкротстве занимают несовершеннолетние дети заявителей, на защите прав которых стоят как государство в целом, так и отдельные его органы. Так согласно ст. 213.

6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при принятии арбитражным судом судебного акта о признании гражданина банкротом и применении в отношении него соответствующей процедуры, суд обязан привлечь к участию в рассмотрении дела орган опеки и попечительства, в случаях, когда в рамках данного дела затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних лиц.

Однако факт привлечения к банкротному делу уполномоченного органа не говорит о том, что Вы будете лишены родительских прав, а Ваш ребенок будет направлен в соответствующее учреждение. Как раз таки наоборот, законодатель пытается оградить социально незащищенных членов семьи банкрота от противоправных действий кредиторов.

Основной целью привлечения органов опеки и попечительства к процедуре банкротства гражданина является обеспечение нормальной жизнедеятельности детей должника, создание условий, не позволяющих кредиторам игнорировать наличие иждивенцев и оставление их без средств к существованию. Для этого органы опеки и попечительства, с момента получения определения о привлечении их к участию в деле, наделяются процессуальными права и обязанностями, установленными ст. 41 и иными положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, органы опеки приглашаются в момент проведения описи и оценки имущества должника финансовым управляющим в целях обеспечения сохранности имущества, необходимого для проживания и осуществления учебной деятельности ребенка, не включения «лишнего имущества» в конкурсную массу (единственное жилое помещение, предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования), подробный перечень которого также закреплен в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Также органы опеки и попечительства стоят на страже того, чтобы несовершеннолетний ребенок должника был обеспечен продуктами питания и денежными средствами на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума. В данном вопросе необходимо отметить, что прожиточный минимум рассчитывается на основании постановления правительства того субъекта, в котором должник со своей семьей проживает.

В случае если ребенок гражданина, проходящего через процедуру банкротства, нуждается в денежных средствах, превышающих установленный размер прожиточного минимума, в силу каких — либо жизненных обстоятельств, например, наличия какого — либо заболевания и необходимости проведения медикаментозного или иного лечения, то должник имеет право заявить в арбитражный суд ходатайство об исключении имущества в виде денежных средств из конкурсной массы, которое будет активно поддерживаться органами опеки и попечительства.

Все вышесказанное должно убедить Вас в том, что привлекаемые судом органы опеки и попечительства ни в кое случае не являются врагами Вашей семьи и их целью не является причинение вреда Вам или тем более Вашему ребенку.

Наоборот их участие должно вселять в Вас чувство спокойствия и защищенности, ведь кроме Вас за Вашего ребенка будет бороться и государственный орган, который не позволит ущемлять его права безжалостным кредитным организациям.

Источник: https://www.federalexperts.ru/index.php?id=172

Участие органа опеки и попечительства в суде

  • Каждый судья, принимая дело к производству и решая, каких граждан необходимо вызвать в суд на слушание того или иного дела, может привлечь к процессу любой орган опеки, закрепленный за конкретной территорией.
  • Это возможно только в том случае, если служитель закона посчитает, что ему важно услышать мнение сотрудников данной государственной структуры.

Верховный суд признает, что такая практика действительно существует. ООиП часто привлекаются для слушания дел, касающихся прав и интересов несовершеннолетних. Обычно вызывают сотрудников этого учреждения, которое находится по месту проживания матери или отца, претендующих на воспитание собственного отпрыска.

В любом случае нужно привлекать к гражданским делам орган опеки, который обладает всеми необходимыми полномочиями по отношению к населению того места, где проживает несовершеннолетний.

ООиП обязательно должны привлекаться к участию в делах, касающихся будущего детей, которым еще нет восемнадцати лет. Они выступают в роли уполномоченных органов для представления актов обследования и дачи заключения по рассматриваемому делу.

Многие полагают, что сотрудники данных государственных учреждений присутствуют на заседаниях только как третьи лица. Но это не так.

Если мать и отец ребенка, которому еще нет восемнадцати лет, проживают в разных муниципальных образованиях, то ООиП каждого из них должны подготовить соответствующие акты обследования жилищных условий. После этого они обязаны составить заключение по существу спора.

В ходе рассмотрения дела об осуществлении родительских прав родителем, который проживает отдельно от своего чада, в заключении должен быть предложен конкретный порядок общения.

осуществляется в судебном порядке. Такие дела рассматриваются по исковому заявлению одной из сторон или лиц, заменяющих их.

Инициатором может быть прокурор. Нередко заявления подаются органами или организациями, которые наделены соответствующими полномочиями.

Например, органы, на которые возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних лиц.

Все дела, касающиеся лишения неблагополучных родителей прав на собственных малышей, обязательно рассматриваются с участием государственного органа.

В случае если суд примет решение о том, что рассматриваемые граждане лишаются прав на своих несовершеннолетних отпрысков, последние передаются на воспитание другому родителю, органам опеки или опекуну.

Такие дела обязательно рассматриваются судом в порядке искового производства. Одну из главных ролей при этом играет ООиП. Это обусловлено тем, что такие дела причисляются к категории споров, связанных с воспитанием несовершеннолетних лиц.

Требование об участии этой государственной структуры в разрешении конкретного спора вытекает из определенных гражданским и семейным законодательством задач ООиП.

Участие органов опеки и попечительства в гражданском процессе и ходатайство об их привлечении

В обязанности этого учреждения входит защита законных прав и интересов усыновленных детей. Оно должно провести тщательное обследование условий проживания ребенка, который был усыновлен.

  1. Важно, чтобы ООиП предоставил суду соответствующее заключение о том, что
  2. отмена усыновления
  3. пойдет на пользу ребенку.

Другие споры

Нужно отметить, что органы опеки могут выступать как процессуальным истцом, так и привлекаться к участию в деле для дачи заключения по делу.

Например, при рассмотрении жилищных споров. Рассмотрим конкретную ситуацию. Гражданин, чьи права по пользованию жильем нарушаются, обращается в суд с исковым заявлением. Он требует, чтобы его вселили в квартиру, которая принадлежит ему на праве (долевой) собственности.

В такой ситуации несовершеннолетнее лицо может выступать истцом, ответчиком. В случае если речь идет о нарушенных правах ребенка, когда вселить его на конкретную жилищную площадь не представляется возможным, несовершеннолетний будет выступать истцом на судебном процессе. При этом его права представляются законным представителем или работником ООиП.

Главной ролью ООиП считается обеспечение защиты прав своих подопечных. Одна из форм защиты семейных прав осуществляется этими государственными органами. В различных спорах, которые связаны с воспитанием малышей, независимо от того, кем был предъявлен иск в защиту чада, к участию обязательно привлекается эта госструктура.

  1. спор, касающийся дальнейшего места проживания несовершеннолетнего в случае, если его родители приняли решение разорвать официальные отношения;
  2. случай, когда родительские права осуществляются родителем, который живет вдали от собственного отпрыска;
  3. спор, который касается устранения препятствий к общению с малышом, которому еще нет восемнадцати лет;
  4. ситуации, когда необходимо вернуть ребенка в семью, который удерживается не на законных основаниях.

Предлагаем ознакомиться:  По решению суда необоснованное обогащение

Образец ходатайства о привлечении ООиП

В данном заявлении нужно подробно описать ситуацию, для разрешения которой необходимо привлечение органов опеки. Образец документа можно найти в интернете.

При вынесении окончательного решения судом важную роль играет заключение ООиП.

Государство заботится о детях, чтобы их права и законные интересы не были нарушены. При этом не имеет значения, есть у малыша родители, или он сирота.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва 7 (499) 110-24-06, Санкт-Петербург 7 (812) 748-28-06 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://dtm-chat.info/uchastie-organa-opeki-popechitelstva-sude/

Привлечение органа опеки — Процессуальное право

Отправлено 23 Март 2007 — 22:35

Есть вопросец, интересует ваше мнение… в поиске подходящего не нашел ничего… На рассмотрении в суде находится иск о выселении собственника из квартиры с предоставлением денежной компенсации.
В квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети собственника. Требований о выселении детей истец не заявлял. Как думаете, есть шансы на удовлетворение ходатайства о привлечении органа опеки по 47 ГПК?

Отправлено 23 Март 2007 — 23:10

Как думаете, есть шансы на удовлетворение ходатайства о привлечении органа опеки по 47 ГПК?

Зачем? Вопрос об их выселении не ставится.А у нас сейчас суды вообще перестали привлекать по таким делам опеку, мотивируя тем, что у ребенка есть законный представитель, который и должен защищать его интересы.

Отправлено 27 Март 2007 — 01:00

Вот набросал мотивировочку, покритикуйте, плз… Жилое помещение по адресу: Москва, ул.ООО, д.99, кв.99, принадлежащее на праве собственности Иванову, определено в качестве места постоянного проживания его 3 (троих) несовершеннолетних детей: Ивановой, Иванова и Иванвовой, 1996, 1998 и 2001 года рождения соответственно. Решение суда по делу о выселении Иванова затрагивает права и законные интересы его несовершеннолетних детей, на основании следующего. По настоящему делу предъявлены требования о выселении Иванова из указанного жилого помещения. Истец просит суд выселить Иванова без предоставления иного жилого помещения, с выплатой денежной компенсации. В соответствии с п.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Данное положение ГК РФ направлено на обеспечение возможности реализации родителями своих прав и обязанностей по отношению к детям, а равно реализации детьми своих прав, установленных семейным законодательством:
— право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ);
— право ребенка на общение с родителями (ст.55 СК РФ);
— право и обязанность родителей воспитывать детей (ст.63 СК РФ);
— право ребенка на защиту, а равно право и обязанность родителей защищать права и законные интересы ребенка (ст.ст. 51, 56 Семейного кодекса РФ),
и иных взаимных прав и обязанностей родителей и детей. Следовательно, удовлетворение исковых требований и исполнение решения суда фактически с неизбежностью повлечет не только выселение самого Иванова , но и его несовершеннолетних детей, так как в соответствии с указанными нормами местом жительства детей будет признаваться место жительства Иванова, в целях реализации прав детей, гарантированных вышеизложенными нормами семейного законодательства. Особое внимание суда обращаю на то обстоятельство, что заявлены требования о выселении без предоставления жилого помещения. С учетом изложенных обстоятельств в случае исполнения решения суда несовершеннолетние длительное время будут лишены места постоянного проживания, то есть фактически будут выселены «на улицу». Поскольку вышеизложенным убедительно подтверждается затрагивание прав и законных интересов несовершеннолетних детей ответчика Иванова решением суда по настоящему делу, на основании ст. 47 ГПК РФ считаю необходимым привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу.

Сообщение отредактировал kan: 27 Март 2007 — 01:01

Отправлено 27 Март 2007 — 01:22

В МО привлекают. А судебного решения о выселении собственника и выплате компенсации будет достаточно для снятия с регистрации детей, если им действительно не где жить? Наш самый гуманный суд не выселил бы.

Отправлено 27 Март 2007 — 11:55

kan

На рассмотрении в суде находится иск о выселении собственника из квартиры с предоставлением денежной компенсации.В квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети собственника. Требований о выселении детей истец не заявлял.

Как думаете, есть шансы на удовлетворение ходатайства о привлечении органа опеки по 47 ГПК?

С формальной точки зрения полностью согласен с Pastic'ом. Однако в таком деле можно и привлечь. Только непонятно, кому и что это даст…

По настоящему делу предъявлены требования о выселении Иванова из указанного жилого помещения. Истец просит суд выселить Иванова без предоставления иного жилого помещения, с выплатой денежной компенсации.

Какая доля у Иванова в праве собственности? Вообще, каковы обстоятельства дела?

Особое внимание суда обращаю на то обстоятельство, что заявлены требования о выселении без предоставления жилого помещения. С учетом изложенных обстоятельств в случае исполнения решения суда несовершеннолетние длительное время будут лишены места постоянного проживания, то есть фактически будут выселены «на улицу».

Некорректное утверждение… В данном деле детей не выселяют… Просто, насколько я понимаю, в случае выселения родителя может быть поставлен вопрос и о выселении детей как членов его семьи. Детей-то кто, когда и на каком основании вселял? Они собственниками не являются?

Читайте также:  Оформление наследства через мфц: как оформить, что нужно для вступления в права

velrok

А судебного решения о выселении собственника и выплате компенсации будет достаточно для снятия с регистрации детей

Для выселения детей нужно обращаться в суд с соответствующим требованием…

если им действительно не где жить?

Само по себе это никакого значения не имеет…

Отправлено 29 Март 2007 — 20:26

Alderamin

непонятно, кому и что это даст…

Ответчикам — как минимум отложение с/з

Какая доля у Иванова в праве собственности?

100%

Вообще, каковы обстоятельства дела?

инвестконтракт, выселение… обычные московские забавы

Некорректное утверждение…

Совершенно с вами согласен. Щепотка эмоций с акцентом на фактические обстоятельства и последствия.

Однако в таком деле можно и привлечь.

О результатах сообщу.

Добавлено в [mergetime]1175178403[/mergetime]

Pastic

А у нас сейчас суды вообще перестали привлекать по таким делам опеку, мотивируя тем, что у ребенка есть законный представитель, который и должен защищать его интересы.

имхо, сомнительная мотивировка

Отправлено 29 Март 2007 — 20:39

  • А у нас сейчас суды вообще перестали привлекать по таким делам опеку, мотивируя тем, что у ребенка есть законный представитель, который и должен защищать его интересы.
  • имхо, сомнительная мотивировка

Источник: http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=158284

Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

См. все связанные документы >>>

1. Основным принципом деятельности органов опеки и попечительства является обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 121 СК РФ, ст. 5 Закона об опеке и попечительстве). Согласно п. 1 ст.

8 СК РФ, одна из форм защиты семейных прав в случаях, предусмотренных СК РФ, осуществляется органами опеки и попечительства (см. комментарий к ст. 8 СК РФ). Развивая данное положение, п.

1 комментируемой статьи устанавливает, что в спорах, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Ряд статей СК РФ предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в делах по спорам, связанным с воспитанием детей. Так, основываясь на анализе статей СК РФ, посвященных правоотношениям родителей и детей, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что к таким спорам, в частности, относятся споры:

а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);

г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);

ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);

з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);

и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);

к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Таким образом, в указанных случаях рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства не представляется возможным. Указанное требование соответствует ст.

47 ГПК РФ, которая указывает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ).

Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора о воспитании ребенка определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе, например, о лишении родительских прав — п. 1 ст. 70 СК РФ; ограничении родительских прав — ст. 73 СК РФ; об отмене усыновления — ст. 142 СК РФ.

Следует учитывать и разъяснение Верховного Суда РФ о том, что суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

2. Согласно п.

2 комментируемой статьи, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов детей, орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора; это заключение подлежит оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Вместе с тем, в силу ст. 86 ГПК РФ, заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст.

67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора, связанного с воспитанием детей, суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства.

В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет (см. комментарий к ст. 57 СК РФ).

Однако, как показал анализ судебной практики, при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, суды не всегда выполняют требования п. 2 ст. 31 ГК РФ, ст. 47 ГПК РФ и ст.

78 СК РФ, предусматривающие обязательное участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел этой категории, не учитывают и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10.

В этой связи отсутствие заключения органа опеки и попечительства, отвечающего указанным выше требованиям закона, явилось основанием к отмене судом кассационной инстанции Кемеровского областного суда ряда решений, в частности, Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка по делу по иску прокурора к Х.О.Б.

об ограничении родительских прав; Березовского городского суда по делу по иску С.А.В. о порядке осуществления родительских прав в отношении ребенка, проживающего отдельно; Кировского районного суда г. Кемерово по делу по иску К.А.С. о восстановлении в родительских правах и решений других судов .

———————————

Справка Кемеровского областного суда от 20 февраля 2006 г. N 01-19/123 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в 2005 году по кассационным и надзорным данным // СПС «Гарант».

Источник: https://RuLaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-IV/Glava-12/Statya-78/

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

  В  соответствии  со  ст. 4  Конвенции  о  правах  ребенка   на государство и органы опеки и попечительства  возложены  обязанности принимать  все  меры  для  защиты  прав   ребенка.   Данной   норме корреспондирует  п. 1  ст.

78  СК   РФ,   согласно   которому   при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск  в  защиту  интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное  участие  прокурора,  а также органа опеки и попечительства в рассмотрении  дел  о  лишении родительских прав,  о  восстановлении  в  родительских  правах,  об ограничении родительских прав.

     Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства  в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в  качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного  органа, компетентного дать заключение по существу спора (в  соответствии  с

п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6  Федерального  закона  от  24  апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и  попечительстве»  с  1  января  2008 г. органами опеки  и  попечительства  являются  органы  исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

     Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с  воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст.

78  СК РФ провести  обследование  условий  жизни  ребенка  и  лица  (лиц), претендующего на его  воспитание,  а  также  представить  суду  акт обследования и основанное на  нем  заключение  по  существу  спора, подлежащее оценке  в  совокупности  со  всеми  собранными  по  делу доказательствами.

  •      Изучение  судебной  практики  показало,  что   требование   об обязательном привлечении органов опеки и попечительства к участию в делах, связанных с воспитанием детей, абсолютным большинством судов соблюдается. Между тем согласно справкам  по  материалам  обобщения
  • судебной  практики  Забайкальского  краевого  суда,   Челябинского, Омского и Ленинградского областных судов имелись единичные  случаи, когда это требование закона нарушалось, что является недопустимым.
  •      Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвующие  в  деле  в  качестве  органа,  дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
  •      Представляется, что такая практика  является  неправильной  по следующим основаниям.
  •      В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и  попечительства  относятся  не  к  третьим  лицам,  а  к   лицам, участвующим   в   деле   в   качестве   государственного    органа,

компетентного дать заключение  по  существу  спора.

  Основанием  их участия по делам по спорам о детях является интерес  государства  в правильном    разрешении    дел,    имеющих    важную    социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве  случаев  возможности  самостоятельно   участвовать   в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права  и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого  для  дачи

заключения  по  спору  (ст. 47  ГПК  РФ),  и  третьего   лица,   не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43  ГПК  РФ),  являются различными.

     Необходимо также отметить, что суды по-разному решали вопрос о том, какой  орган  опеки  и  попечительства  следует  привлекать  к участию в деле, а также каким органом опеки и попечительства должно быть дано заключение по существу спора в тех случаях, когда один из

родителей, претендующий на воспитание  ребенка,  имеет  иное  место жительства, чем другой родитель, с которым проживает ребенок (т. е. у родителей разные места жительства).

  1.      Так,  согласно  справке  по  материалам   обобщения   судебной практики Калининградского областного суда в указанной ситуации суды области, как правило, к участию в деле привлекали как орган опеки и попечительства  по  месту  жительства   истца,   претендующего   на воспитание ребенка, так и орган опеки  и  попечительства  по  месту жительства ответчика, с которым проживал ребенок (либо орган  опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении),
  2. которые давали заключения по  существу  спора,  основанные  как  на представленном органом опеки  и  попечительства  акте  обследования условий  жизни  по  месту  проживания   истца,   претендующего   на воспитание ребенка, так и на акте  обследования  условий  жизни  по месту жительства ответчика с ребенком.
  3.      Вместе с тем в практике судов  Калининградской  области  имели место и иные случаи: акт обследования условий жизни был представлен органом опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по  месту  жительства  ответчика  с  ребенком,  однако   письменное
  4. заключение  по  существу  спора  дано  только   органом   опеки   и попечительства по месту жительства истца.
  5.      По  мнению  Калининградского   областного   суда,   письменное заключение по существу спора суду следует истребовать  и  у  органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика с ребенком.
  6.      Судебная практика по указанному  вопросу  в  судах  Алтайского края также была неоднозначна. Вместе с тем, как полагает  Алтайский краевой  суд,  акты  обследования  условий  жизни  ребенка  и  лиц, претендующих на его воспитание,  должны  быть  составлены  органами опеки и попечительства по месту жительства  каждого  из  этих  лиц, однако, по мнению этого  же  суда,  более  целесообразным  является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по
  7. месту рассмотрения спора, который, исходя из  представленных  актов обследования и других доказательств, и должен  дать  заключение  по существу спора.
Читайте также:  Ревную мужа к ребенку от первого брака: советы психолога, как обуздать ревность

     По данному вопросу следует придерживаться позиции, высказанной Калининградским  областным  судом,  как  наиболее  согласующейся  с положениями ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ.

      Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют  о  том, что  представители  органа  опеки   и   попечительства,   надлежаще извещенные о  времени  и  месте  судебного  заседания,  нередко  не являются в судебное заседание, в нарушение ч. 1 ст.

167  ГПК  РФ  о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении  дела  в их отсутствие либо об отложении слушания по делу  не  представляют, что приводит к неоднократному отложению слушания  по  делу  и,  как следствие, к  нарушению  сроков  рассмотрения  гражданских  дел,  к несвоевременному   восстановлению   прав   и   законных   интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле.

     Зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без  их  участия,  несмотря  на  то,  что  одной  из  обязанностей, возложенных на эти органы федеральными  законами,  является  защита прав и охраняемых законом  интересов  несовершеннолетних  детей  не только в случаях отсутствия  родительского  попечения  (ст. 121  СК РФ), но и  в  случаях  проживания  детей  в  семьях  родителей  или усыновителей (ст. 56 СК РФ). Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства,  однако  в   дальнейшем   это   нередко   приводит   к необходимости  отложения  слушания  по  делу,  поскольку   в   ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые  без непосредственного участия в судебном заседании представителя органа опеки и попечительства не представляется возможным.

     Обобщение судебной практики также показало, что органами опеки и  попечительства  нередко  нарушаются  сроки  исполнения  судебных поручений о проведении обследования условий жизни  ребенка  и  лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления  суду  акта обследования и основанного на нем  заключения  по  существу  спора, однако суды зачастую оставляют эти факты без должного реагирования.

     Встречаются  случаи,  когда  заключение  составляется  органом опеки  и  попечительства  формально  (оно   не   содержит   данных, характеризующих отношения в семье между родителями,  между  ними  и ребенком, личностные качества  родителей,  данных  о  привязанности ребенка  к  каждому  из  родителей,   о   результатах   общения   с несовершеннолетним,  в  нем  отсутствуют  мнение  органа  опеки   и попечительства о целесообразности  либо  нецелесообразности  опроса ребенка в судебном заседании, а также мнение о том, может ли  опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и  т. п.), а иногда и вовсе сведения, изложенные   в   заключении,   не   соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Между тем таким заключениям  суды не всегда дают должную оценку.

     Имели место также случаи, когда в заключениях органов опеки  и попечительства вывод по существу спора не делался, а оставлялся  на усмотрение суда (это выявлено, в частности, при  рассмотрении  ряда дел Таганрогским городским судом Ростовской области).

  Кроме  того, согласно справке по  материалам  обобщения  Ростовского  областного суда Константиновским районным судом в 2009 году  было  рассмотрено два дела при отсутствии акта обследования условий жизни  ребенка  и заключения органа опеки и попечительства.

При этом суд  исходил  из того, что истцом по делу являлся орган опеки  и  попечительства,  в связи с чем, по мнению суда, заключение по делу  приобщать  к  делу необязательно.

Между тем, как правильно указал Ростовский областной суд, такая позиция противоречит требованиям п. 2 ст. 78 СК РФ.

     Встречаются  случаи  приобщения  к   материалам   дела   актов обследования  условий  жизни  ребенка,  составленных  специалистами органа опеки и попечительства, не  заверенных  надлежащим  образом.

Однако  такие  доказательства,  как  недопустимые,  не  могут  быть положены в основу решения суда.

     Кроме того, суды не  всегда  учитывают,  что  достаточность  и полнота  отраженных  в  актах  и   заключениях   органа   опеки   и попечительства сведений напрямую зависят от тех  вопросов,  которые суд ставит  перед  органом  опеки  и  попечительства,  поручая  ему проведение по  делу  обследования  условий  жизни  ребенка  и  лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. Вместе  с тем в  выносимых  судьями  определениях  названные  вопросы  иногда ставятся формально,  без  учета  конкретных  обстоятельств  дела  и заявленных исковых требований.

 Участие прокурора

      Дела об ограничении либо о лишении родительских прав, а  также о  восстановлении  в   родительских   правах   в   соответствии   с требованиями закона (ст. 45 ГПК РФ, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72,  п. 4 ст.

73 СК РФ) рассматриваются с участием  прокурора,  который  дает заключение по делу. На обязательное участие прокурора по  указанным категориям споров обращено внимание судов и  в  п.

3  постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10.

     При  рассмотрении  данной  категории  дел   судами   в   целом выполнялось требование об обязательном  участии  прокурора.  Однако имели место единичные случаи, когда суды  нарушали  это  требование закона.

     Например,   при    рассмотрении    Железнодорожным    районным судом г. Новосибирска спора по иску X. (бабушки — опекуна  ребенка) к А. и С. (родителям ребенка) о лишении их родительских прав  судом к участию в деле  не  был  привлечен  прокурор  (данное  решение  в кассационном порядке не обжаловалось).

     Согласно справке по  материалам  обобщения  судебной  практики Волгоградского областного суда в 2009  году  Камышинским  городским судом г.

Волгограда был рассмотрен ряд дел о  лишении  родительских прав  и  о  восстановлении  в  родительских   правах   с   участием «представителей прокуратуры».

При этом,  как  указал  Волгоградский областной суд в справке по материалам обобщения судебной  практики, в названных делах отсутствуют документы, подтверждающие  полномочия указанных  «представителей»  Камышинской  районной  прокуратуры   и прокуратуры г. Камышина.

     Анализ судебной практики также показал, что слушания по  делам по указанным категориям судами  нередко  откладывались  в  связи  с неявкой в  судебное  заседание  прокурора,  однако  каких-либо  мер реагирования по данным фактам  суды,  как  правило,  не  принимали.

Поэтому заслуживает внимания практика тех судов, в частности  судов Свердловской области, которые указывали на  такие  нарушения  и  на иные факты ненадлежащего исполнения прокурорами своих обязанностей.

     Например,  Карпинским  городским  судом  Свердловской  области 25 ноября  2009 г.  вынесено   частное    определение    в    адрес прокурора г. Карпинска   о   недопустимости   необеспечения    явки прокурора в судебное заседание в указанное судом  время,  поскольку из-за  неявки  прокурора  судебное  разбирательство  по  делу  было отложено.

  В  другом  случае  при  отмене  судебной  коллегией   по гражданским   делам   Свердловского   областного    суда    решения Пригородного районного суда, которым удовлетворен  иск  П. к  X.

  О лишении родительских прав и взыскании алиментов, в адрес  прокурора Свердловской области было вынесено частное определение,  в  котором обращено   внимание   на   ненадлежащее   исполнение   обязанностей должностными лицами прокуратуры Пригородного района  по  названному делу.

В частном определении указано, что прокурором, участвующим  в судебном заседании, не было обращено  внимание  на  нарушения  норм материального  и  процессуального  законодательства,  в  том  числе допущенные  судом:  прокурор   в   заключении   поддержал   исковые требования  несмотря  на  отсутствие  актов  обследования   условий проживания ребенка и лиц, претендующих на его воспитание,  а  также заключения органа опеки и попечительства  по  существу  спора;  при подаче кассационного представления на решение суда,  последовавшего только  после  получения  прокуратурой  копии  кассационной  жалобы ответчика, на допущенные нарушения также не было обращено внимание; кассационное представление составлено формально и подано  в  суд  с пропуском срока, при этом в качестве основания  для  восстановления пропущенного срока прокурор ссылался на нахождение в отпуске одного из  сотрудников  прокуратуры,  в   обязанности   которого   входила подготовка представлений по гражданским делам, в подтверждение чего представил суду выписку из приказа о распределении  обязанностей  в прокуратуре Пригородного района и справку  о  нахождении  помощника прокурора в отпуске; к началу заседания суда кассационной инстанции прокурор Пригородного района отозвал кассационное представление,  а прокурор прокуратуры Свердловской области в судебном заседании  дал заключение о законности и обоснованности решения суда,  не  обратив внимания на нарушения, допущенные по делу.

  • Рассмотрение судами дел об определении места жительства
  • детей при раздельном проживании родителей
  • следующая страница

Источник: http://mpc-rf.ru/uchastie-organov-opeki-i-popechitel

Участие органа опеки и попечительства в спорах по воспитанию детей

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Участие органа опеки и попечительства в спорах по воспитанию детей

Что представляют собой органы опеки и попечительства можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ.

Содержание

Что представляют собой органы опеки и попечительства (сокращенно — ООП) можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ.

Сфера применения данного акта – правоотношения и их юридическое оформление в области заботы о гражданах, которые не в состоянии реализовывать свою волю самостоятельно. В законе не дается определения самому понятию «органов опеки и попечительства». В ч. 1 ст.

3 ФЗ № 48 лишь указывается, что объем правоспособности граждан, выступающих опекунами или попечителями, равен объему правоспособности организаций, надзирающих за особыми гражданами.

Малолетние граждане (в возрасте до 14 лет) не всегда могут в должной мере реализовать свои права и обязанности в силу неопытности и неприспособленности к жизни. В данном случае им необходим представитель, которым выступает опекун.

Он действует от имени ребенка и в его интересах. Ответственные лица назначаются органом опеки и попечительства. К данной категории относятся психически нездоровые граждане, которые абсолютно недееспособны. Они не в состоянии оценить характер своего поведения и давать ему отчет. Данный статус присваивает лицу суд, обеспечив участие ООП .

Попечительство является менее ответственным мероприятием по сравнению с опекой. В его рамках назначенные лица помогают подопечным самостоятельно реализовать свою волю. Они также защищают детей от злоупотреблений со стороны других граждан.

Попечители одобряют сделки несовершеннолетних (за исключением мелких бытовых), давая разрешение на их совершение. Опека назначается подросткам в возрасте 14-18 лет либо лицам с несильным психическим заболеванием, не исключающим вменяемости (частично недееспособные).

Ответственный назначается также органами опеки и попечительства.

Задачи органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства во властной иерархии находятся и функционируют в рамках уровня субъекта РФ.

Однако орган муниципалитета может исполнять их обязанности, если на его территории отсутствуют ООП, принимать участие в спорах по семейному праву.

Искать лиц, нуждающихся в поддержке, и осуществлять привлечение желающих ее оказать должны также образовательные учреждения. Подав ходатайство, сторона по делу в суде, вправе привлечь ООП к участию.

Порядок данной процедуры регламентирован ГПК РФ.

Органы опеки и попечительства ведут следующую деятельность:

  • осуществляют мониторинг состояния социальной среды и ищут детей, которым нужна опека, ведут их учет;
  • назначают опекунов, следят за их деятельностью, освобождают или отстраняют их от деятельности;
  • выдают разрешения на сделки с имуществом ребенка;
  • заключают договоры доверительного управления;
  • подают иски, участвуют в суде от лица ребенка и представляют его интересы в других инстанциях;
  • прочее.

Обращение в ООП может осуществить любое заинтересованное лицо. Например, если соседи знают о том, что с детьми из дома напротив со стороны отца и матери наблюдается жестокое обращение, они могут сообщить об этом. Также любые лица вправе сообщить о детях, оставшихся без родителей, о судьбе психически нездоровых граждан и др.

Участие органов опеки и попечительства в судебных спорах по воспитанию детей

Органы опеки и попечительства участвуют в суде в заседаниях, которые связаны с воспитанием ребенка. Это устанавливается ст. 47 ГПК РФ. Инициатором их привлечения могут быть они сами, либо иные лица, принимающие участие в судопроизводстве. ООП дают заключения об условиях проживания ребенка, социальной адаптации семьи и других вопросах. Также привлечь такие органы может сам суд.

При правосудии в суде в таких разбирательствах сосредотачивают внимание на доказательства, характеризующие личность родителей и взаимоотношения внутри семьи. ООП составляют при этом акты обследования бытовых условий.

Обращение в органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства оказывают услуги по разрешению противоречий, сложившихся между родителями относительно вопросов, касающихся воспитания и образования детей. Также они разрешают вопросы о возможности общения ребенка с родственниками.

Каждый орган опеки и попечительства имеет регламент, определяющий порядок обращения граждан. В нем содержится информация относительно перечня необходимых для подачи заявления документов. Также документ определяет механизм принятия обращений, их рассмотрения и ответа.

Особо в регламенте оговаривается порядок проведения экспертизы жилищно-бытовых условий проживания ребенка.

Специалист ООП посещает место нахождения ребенка в четырнадцатидневный срок со дня принятия заявления для оценки условий проживания.

Сотрудник оценивает степень обеспеченности средствами для удовлетворения основных нужд ребенка, состояние его здоровья, он визуально оценивает физразвитие и соответствие его возрасту. Также отслеживается есть ли следы физического насилия.

Визуально оценивается степень гигиенического обслуживания, состояние гардероба, есть ли обувь по сезону.

Читайте также:  Моногамный брак и моногамия в современном обществе

Сотрудник проверяет, свободно ли ребенок общается с другими людьми, адаптирован ли он социально, может ли сам себя обслуживать. Также оценивается степень воспитания и образования: насколько ребенком освоены образовательные программы, удовлетворительна ли посещаемость занятий (включая дополнительные).

Также органы опеки и попечительства выясняют, соблюдается ли ребенком режим дня (когда он спит, принимает пищу, соответствует ли это возрасту), как проводит свободное время и отдыхает. Развитие и обучение личности ребенка также должно соответствовать уровню его возраста.

Специалист оценивает безопасность жизнедеятельности: охраняются ли острые предметы от доступа, закрыты ли электроприборы. Подвергаются анализу не только бытовая среда, но и психологическая: кто окружает ребенка в семье, удовлетворяются ли его эмоциональные потребности.

Специалист ООП изучает, из чего складываются доходы ребенка: из алиментов, пенсий, пособий, стипендий, иных выплат. Порядок их определения содержится в регламенте ООП. Хватает ли семье денежных средств для удовлетворения основных потребностей несовершеннолетнего (еда, игрушки, лекарства и др.)

Сотрудник беседует с ребенком, его родственниками, опрашивает соседей, изучает документы и результаты творчества ребенка. Оценивается поведение в быту всех членов семьи. На основе полученных сведений делается вывод о психологической обстановке в семье и отношениях.

При этом обязательно соблюдается тайна персональных данных семьи.

В результате анализа условий проживания составляется соответствующий акт, устанавливающий степень пригодности жилищных условий для содержания ребенка, о воспитании которого возник спор у отца и матери. В нем фиксируются все выводы и использованные методы собирания информации.

Документ составляется в пределах трех дней после проведения обследования. Он должен быть подписан участвующими специалистами и утвержден главой муниципалитета в пределах двух дней после составления.

Документ издается в трех экземплярах: один – для органа МСУ, второй – обратившемуся лицу, третий – другому родителю.

ООП проводят такие мероприятия на основании обращения без обязательного разрешения, полученного в суде, и обязательно выдают экземпляр каждому родителю.

Споры, при разрешении которых должны присутствовать представители органов опеки и попечительства

ООП обязательно должны присутствовать при разбирательстве по спорам, рассматриваемым в суде и возникающим:

  • при определении места проживания ребенка, если мать проживает отдельно от отца;
  • в случае, если возникают трудности в воспитании ребенка у отца, который проживает отдельно,
  • если один из родственников (например, мать) препятствует общению отца с ребенком,
  • если ребенок незаконно удерживается у кого-то без решения суда, о его возврате родителю, опекуну, попечителю, приемному родителю,
  • если необходимо лишить отца или мать родительских прав и при их возобновлении,
  • если есть причины для ограничения родительских прав отца или матери, либо его отмены,
  • если гражданин хочет усыновить ребенка, или отменить усыновление.

При подаче иска об определении места проживания ребенка, родственники должны в первую очередь исходить из оценки интересов и желаний ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму.

Оценить, лучше ли ему будет у отца или у матери. Одна из сторон может подать ходатайство для назначения экспертизы как доказательства своей позиции.

Вопросы о назначении и взыскании алиментов не являются спорами о детях, так как здесь не разрешается их судьба.

При обращении в судебные инстанции и подавая ходатайство нужно соблюдать правила направления иска. Необходимо правильно определить подсудность (то есть к какому суду надлежит обращаться) и другие обязательные правила. Накал эмоций в ходе рассмотрения ходатайства о детях имеет место всегда. Несмотря на это, нужно собрать все доказательства для обоснования позиции по делу. 

Источниками подтверждающих документов могут быть школа (детский сад), ходатайство о вызове свидетеля, ходатайство о назначении экспертизы. Этот вид разбирательств рассматривают только районные суды. При этом госпошлина не уплачивается.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/uchastie-oop-v-vospitanii.html

Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении дел

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ (Утв- постановлением Президиума Верховного Суда РФ от… Актуально в 2018 году

В соответствии со статьей 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка.

Данной норме корреспондирует пункт 1 статьи 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГК РФ, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с 1 января 2008 года органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно пункту 2 статьи 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Изучение судебной практики показало, что требование об обязательном привлечении органов опеки и попечительства к участию в делах, связанных с воспитанием детей, абсолютным большинством судов соблюдается.

Между тем согласно справкам по материалам обобщения судебной практики Забайкальского краевого суда, Челябинского, Омского и Ленинградского областных судов имелись единичные случаи, когда это требование закона нарушалось, что является недопустимым.

Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям.

В указанном случае в силу положений статьи 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора.

Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (статья 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (статья 43 ГПК РФ), являются различными.

  • Необходимо также отметить, что суды по-разному решали вопрос о том, какой орган опеки и попечительства следует привлекать к участию в деле, а также каким органом опеки и попечительства должно быть дано заключение по существу спора в тех случаях, когда один из родителей, претендующий на воспитание ребенка, имеет иное место жительства, чем другой родитель, с которым проживает ребенок (то есть у родителей разные места жительства).
  • Так, например, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Калининградского областного суда в указанной ситуации суды области, как правило, к участию в деле привлекали как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживал ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении), которые давали заключения по существу спора, основанные как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту жительства ответчика с ребенком.
  • Вместе с тем в практике судов Калининградской области имели место и иные случаи: акт обследования условий жизни был представлен органом опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика с ребенком, однако письменное заключение по существу спора дано только органом опеки и попечительства по месту жительства истца.
  • По мнению Калининградского областного суда, письменное заключение по существу спора суду следует истребовать и у органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика с ребенком.

Судебная практика по указанному вопросу в судах Алтайского края также была неоднозначна.

Вместе с тем, как полагает Алтайский краевой суд, акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, должны быть составлены органами опеки и попечительства по месту жительства каждого из этих лиц, однако, по мнению этого же суда, более целесообразным является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по месту рассмотрения спора, который, исходя из представленных актов обследования и других доказательств, и должен дать заключение по существу спора.

Полагаем, что по данному вопросу следует придерживаться позиции, высказанной Калининградским областным судом, как наиболее согласующейся с положениями статьи 78 СК РФ и статьи 47 ГПК РФ.

Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что представители органа опеки и попечительства, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, нередко не являются в судебное заседание, в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении дела слушанием не представляют, что приводит к неоднократному отложению дел слушанием и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле.

Кроме того, зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без их участия, несмотря на то что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей не только в случаях отсутствия родительского попечения (статья 121 СК РФ), но и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей (статья 56 СК РФ). Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства, однако в дальнейшем это нередко приводит к необходимости отложения дела слушанием, поскольку в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без непосредственного участия в судебном заседании представителя органа опеки и попечительства не представляется возможным.

Обобщение судебной практики также показало, что органами опеки и попечительства нередко нарушаются сроки исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора, однако суды зачастую оставляют эти факты без должного реагирования.

Встречаются случаи, когда заключение составляется органом опеки и попечительства формально и имеет поверхностный характер (оно не содержит данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей, данных о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним, в нем отсутствует мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также мнение о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т.п.), а иногда и вовсе сведения, изложенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Между тем таким заключениям суды не всегда дают должную оценку.

Имели место также случаи, когда в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делался, а оставлялся на усмотрение суда (это выявлено, в частности, при рассмотрении ряда дел Таганрогским городским судом Ростовской области).

Кроме того, согласно справке по материалам обобщения Ростовского областного суда Константиновским районным судом в 2009 году было рассмотрено два дела при отсутствии акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства.

При этом суд исходил из того, что истцом по делу являлся орган опеки и попечительства, в связи с чем, по мнению суда, заключение по делу приобщать к делу необязательно. Между тем, как правильно указал Ростовский областной суд, такая позиция противоречит требованиям пункта 2 статьи 78 СК РФ.

Встречаются случаи приобщения к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка, составленных специалистами органа опеки и попечительства, не заверенных надлежащим образом. Однако такие доказательства, как недопустимые, не могут быть положены в основу решения суда.

Кроме того, суды не всегда учитывают, что достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений, напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу

обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. Вместе с тем в выносимых судьями определениях названные вопросы иногда ставятся формально, без учета конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований.

Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/1046387

Ссылка на основную публикацию