Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Со времён появления первых браков отношение к ним общества, особенно в развитых странах, сильно изменилось. Если два влюблённых друг в друга человека решают пожениться, они вправе сделать это без согласия кого бы то ни было, за исключением некоторых случаев. Жених и невеста вряд ли задумываются над тем, какое название будет носить их брак: экзогамный или эндогамный.

Знакомимся с общей теорией

В 1865 году шотландский исследователь-этнолог Джон Макленнан в своём труде «Первобытный брак» впервые дал определения эндогамии и экзогамии, хотя оба типа уже существовали значительно ранее. Давайте и мы разберёмся, что же это такое. И в том, и в другом случае предполагается запрет на заключение брака с представителем чужой или своей группы.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

И Королева Елизавета, и ее муж Филипп — королевских кровей, к тому же, они троюродные брат и сестра

Итак, эндогамный брак – это тот союз, который не может быть заключён вне своей этнической или социальной группы. Чаще всего под такой группой подразумевалось племя, но также это могло обозначать отдельный класс, касту, расу, национальность или вероисповедание.

Экзогамный брак – это брачные отношения исключительно с теми партнёрами, которые находятся за пределами общины (группы), жениться на своих, в данном случае, строго запрещено!

Эти табу накладывались самими людьми. Ослушавшиеся изгонялись из племени, а то и вовсе лишались жизни. Такая строгость во многом была связана с верой первобытных в то, что за нарушение запрета высшие силы непременно накажут не только новобрачных, но и всех членов общины.

Иногда оба типа брачных табу накладываются друг на друга из различных соображений.

Например, эндогамия позволяла укрепить племя, сделать его более сильным, но при этом из-за кровосмешения люди становились слабее в наследственном плане.

Так появился запрет на браки вне общины и одновременно на брачно-половые отношения среди родственников. Данный тип можно назвать экзогамно-эндогамным браком.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Межнациональные браки среди евреев не приветствуются, но сейчас получили широкое распространение

Эндогамные и экзогамные браки могли носить различный характер:

  • биологический;
  • территориальный;
  • социальный;
  • религиозный.

Эндогамия

В основе эндогамных союзов заложена социальная гомогенность. Те, кто оказывался в изоляции от своей общины, часто возвращались к данному типу браков.

Наиболее известные эндогамные племена:

  • нодиты;
  • андиты;
  • парсы;
  • манчжурские татары.

Эндогамные союзы были хороши тем, что позволяли многим умельцам-ремесленникам передавать свои знания и мастерство из поколения в поколение, при этом сохраняя их в секрете от остального общества

Община становилась сильной, но «оборотная сторона медали» была замечена несколько позднее, когда потомки рождались со слабым здоровьем, бесплодием.

Экзогамия

На современном этапе социальной эволюции человечества преобладают экзогамные браки. Предпосылок к этому сразу несколько:

  • стремление обезопасить свой род от кровосмешения и связанных с этим негативными последствиями;
  • укрепление взаимоотношений между племенами, образование сильных военных союзов, возможность расширить знания и обогатить культуру;
  • сохранение мира внутри общины, так как конфликты, связанные с половыми отношениями, выносились за пределы племени.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Пример экзогамного брака: русская девушка вышла замуж за индуса

Пожалуй, главной преградой для экзогамных браков была и есть религия. Большинство вероисповеданий запрещает жениться на представителе иной религии.

Однако, такой запрет не подкреплён юридически, поэтому существует много семей, где партнёры преклоняются разным богам.

В таких парах нередки конфликтные ситуации, в особенности касающиеся духовно-нравственного воспитания детей, одному из супругов приходится идти на компромисс.

Также известен вариант, когда партнёры по браку чтят в равной степени как свои, так и чужие традиции, которые, кстати сказать, не всегда категорично противоречат друг другу. Например, мусульманский Навруз и православная Пасха отмечаются практически в одно время (весной): в доме наводится порядок, накрывается богатый стол с разнообразными блюдами, включая крашеные яйца.

Именно из экзогамии выросли такие обычаи, как кража или выкуп невесты. Когда-то это было чуть ли не необходимостью, чтобы отойти от эндогамных запретов

На современных же свадьбах подобные обряды носят больше развлекательный характер.

А что в россии?

С древности и по сей день славяне по отношению к браку придерживаются экзогамии, хотя отдельные племена когда-то всё же могли занимать противоположную точку зрения.

Более далёкие предки сохраняли черты так называемой дуальной экзогамии. Её особенность заключается в том, что одна община условно делилась на две половины, биологически или территориально.

Каждый человек знал, какой стороне он принадлежит и с противоположной выбирал партнёра или партнёршу для брака.

Дуальная экзогамия позволила отдельным племенам укрепиться и при этом не допускала кровосмешения. Отголоски её сохранились в культуре и даже в характере русского человека надолго. Часто в деревнях и других поселениях устраивались кулачные бои между разными окраинами, частями по разные стороны оврага.

Впрочем, на страницах истории нашей страны встречается немало примеров и эндогамных браков, в частности между членами высших сословий, представителями царской семьи. Такая вседозволенность вопреки церковным православным канонам и законодательству оправдывалась целью сохранить чистоту царской крови.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Принцесса Виктория Мелита Великобританская, дочь Княгини Марии Александровны, дважды выходила замуж за двоюродных братьев

К чему привели браки между родственниками и кровосмешение, можно судить на примере царевича Алексея Николаевича из династии Романовых. Юноша с детских лет рос очень слабым и страдал от серьёзнейшего недуга – гемофилии.

Заключение

В древности брачные запреты были весьма строгими, к нарушителям применялись жестокие карательные меры. Постепенно границы между экзогамными и эндогамными союзами стали размытыми.

Официально для тех, кто желает обручиться, почти нет ограничений.

Исключение составляет табу на бракосочетание между кровными родственниками, что оправдывается законами генетики: такие связи ослабляют род, вероятность наследования потомками серьёзных хронических заболеваний увеличивается многократно.

Источник: https://sunmag.me/svadby/ekzogamnye-i-endogamnye-braki.html

Не брат ты мне

Антропологи уже немало знают о традициях образования брачных союзов в обществах по всему миру. Например, что для современных европейских обществ характерен экзогамный, неолокальный и моногамный брак, основанный на личном выборе партнеров.

То есть социально приемлемым и наиболее частотным является заключенный на основе свободного выбора брак между двумя партнерами, не являющимися родственниками и часто живущими отдельно от родителей.

Как ни странно, это не самая популярная мировая стратегия. 

Исконной и наиболее широко распространенной по сей день является традиция заключения договорных браков, когда родители или другие старшие родственники договариваются о союзе половозрелых молодых людей.

Это связано с тем, каждый новый брак в традиционном обществе изменяет социальное и экономическое положение не только партнеров, но и определенного круга их родственников. Часто этот процесс сопровождается приобретением нового статуса членами семей партнеров и обменом материальными благами, например выкупом невесты.

В связи с этим традиционный брак обычно организуется на основе сложившейся традиции старшими членами семьи, а не самими партнерами.

Согласно данным, собранным в Ареальной картотеке человеческих отношений Йельского университета, нуклеарная семья служит универсальным видом организации человеческих групп. Как единственная
преобладающая форма семьи либо элемент более сложных семейных форм она существует в качестве функциональной группы во всех известных науке обществах. Известный американо-австрийский антрополог Роберт Генрих Лоуи (Robert Heinrich Löwe) писал: «Не имеет значения, являются ли брачные отношения постоянными или
временными; сталкиваемся ли мы с полигинией, полиандрией или сексуальной вседозволенностью; осложняется ли ситуация включением в семейные группы лиц, не входящих обычно в семьи знакомого
нам типа, — один факт возвышается над всеми другими: повсеместно муж, жена и неполовозрелые
дети образуют особую социальную ячейку, выделенную тем или иным образом из всей остальной
общности» (Primitive Society,1920). 

Исторически сформировались две стратегии организации новых семей: экзогамный брак, то есть соединение партнеров из разных родов, и эндогамный брак — соединение партнеров внутри одного рода.

Говоря об эндогамных браках, обычно имеют ввиду кузенные браки (то есть браки между двоюродными братьями и сестрами), так как браки между ближайшими родственниками запрещены практически у всех народов мира.

При этом выделяют два вида браков: кросскузенный (перекрестно-кузенный) — брак с дочерью брата матери или с дочерью сестры отца; ортокузенный (параллельно-кузенный) — брак с дочерью брата отца или с дочерью сестры матери.

То есть разница между ними состоит в том, являются ли кузены детьми разнополых или однополых родственников отца и матери. Если разнополых, то это кросскузенный брак, а если однополых, то ортокузенный.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Christian Caron / CC BY-ND 2.0

Ортокузенный брак также может быть поделен на два подтипа: матрилатеральный (с дочерью сестры матери) и патрилатеральный (с дочерью брата отца). Первый из этих подтипов особенно редок — собственно говоря, он известен нам лишь в одном этнографически зафиксированном случае — у туарегов Сахары, среди которых эта форма брака традиционно является предпочтительной.

Второй подтип имеет значительно более широкое распространение. Тем не менее, он засвидетельствован в качестве предпочтительного лишь у нескольких десятков (из нескольких тысяч) этнических групп мира, по большей части населявших центральные и северные районы Африки.

А вот кросскузенный брак, по данным Этнографического атласа Джорджа Питера Мердока (George Peter Murdock), практикуют более тысячи различных народов по всему миру.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия
В 1977 году Ричард Александер (Richard Alexander) предположил, что браки с параллельными родственниками часто запрещались из-за того, что братья и сестры одного пола могли в сексуальном плане делиться друг с другом супругами, что увеличивало риск того, что их дети окажутся не кузенами, а сводными братьями или сестрами (и тогда брак между ними будет считаться инцестуальным). В этой интерпретации табу на ортокузенные браки способствует снижению риска инбридинга. Между тем Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) и другие утверждали, что важной функцией традиционного брака является создание альянсов между группами и что кросскузены обычно происходят из разных родов по материнской или отцовской линиям. Основываясь на этой гипотезе, Бернард Чапаис (Bernard Chapais) предложил «филогенетическую гипотезу», предполагающую, что кросскузенный брак это следствие естественного развития экзогамного брака в патрилокальных обществах, преследующая цель укрепления родовых альянсов, но с наименьшим риском инбридинга. Ссылаясь на эволюционные ограничения, он утверждает, что именно первичная экзогамия содействовала браку между кузенами, а не наоборот.

Коллектив антропологов из Университета Миссури и Университета Небраски под руководством профессора Наполеона Шаньона (Napoleon A.

Chagnon) проанализировал социальные последствия традиции заключения кросскузенных браков среди 4158 индейцев яномамо (Амазония) из 60 деревень в период с 1964 по 1988 год и выяснил, что и женщины и мужчины имеют гораздо больше внуков, когда их дети вступают в брак с близкими родственниками.

Интересно при этом, что у мужчин, чьи сестры вышли замуж за кузенов, оказывается более многочисленное потомство, чем у мужчин, чьи братья также женились на кузинах.

Из этого авторы сделали вывод, что индейцы яномамо получают эволюционные преимущества, когда их разнополые сиблинги вступают в брак внутри рода, но страдают, когда это делают сиблинги одного с ними пола. Ассиметричный характер преимуществ ведет к конфликту между родными братьями и сестрами за доступ к наиболее выгодному положению. В целом, кросскузенный брак позволяет частично снять напряжение в конкуренции за количество наследников между родными братьями и сестрами.

Читайте также:  Договор дарения без нотариуса: можно ли оформить дарственную и как это сделать

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Christian Caron / CC BY-ND 2.0

Помимо шага к пониманию этиологии института кросскузенного брака, полученные результаты дают представление о том, что институализация брачных обычаев внутри семьи служит инструментом для предотвращения конфликтов, ведущих к насилию, что особенно важно в контексте описания индейцев яномамо. Это противоречит ранним публикациям Шаньона, которым он обязан своей широкой известностью.

Дело в том, что яномамо благодаря ранним исследованиям Наполеона Шаньона широко известны как один из самых воинственных народов Южной Америки. В своем первом сочинении «Яномамо: свирепый народ» (Yanomamö: The Fierce People, 1968) Шаньон охарактеризовал яномамо как людей, живущих в состоянии постоянной войны.

Необычно высокий уровень агрессивности поддерживается традиционными институтами. Согласно его описанию, индейцы яномамо на протяжении веков конфликтуют за ресурсы и брачных партнеров как внутри деревень, так и между ними.

Эти конфликты зачастую приводят к разделению деревень и поразительно высокой мужской смертности: от 15 до 42 процентов мужчин в разных общинах яномамо погибает насильственной смертью в возрасте между 15 и 49 годами.

Высокая же женская смертность провоцируется внутрисемейной ревностью и меньшей экономической выгодностью женщин для семьи, из-за чего девочек часто убивают еще в младенческом возрасте — считается, что на всех членов семьи не хватит еды. Это, в свою очередь, провоцирует ужесточение мужской конкуренции из-за женщин.

В отличие от многих других традиционных обществ, индейцы яномамо не признают таких ритуализованных форм состязания, как безопасный спорт или танец. У них подобные состязания выражаются в поочередных ударах кулаками по голому телу противника или нанесению заостренной дубиной ударов по голове, что часто приводит к серьезным травмам вплоть до смертельных.

Однако в 1985 году Жак Лизо (Jacques Lizot), проживший среди яномамо 20 лет, поставил под сомнение повышенную агрессивность в их общинах: «Яномамо — воины, они могут быть грубыми и жестокими, но могут быть и нежными, и чувствительными, и любящими.

Насилие имеет спорадический характер; оно не доминирует в общественной жизни ни в какой промежуток времени, взрывы насилия могут быть разделены многими мирными месяцами. Знакомые с обществами североамериканских равнин или обществами Гран-Чако в Южной Америке никогда не скажут, что культура яномамо зиждется на войне, как это сделал Шаньон».

С тех пор в ученом мире ведутся споры о том, следует ли считать насилие и войны неотъемлемой частью культуры яномамо, или лучше объяснить их реакцией на определенные исторические события.

По версии версии журнала New York Times Magazine, Наполеон Шаньон — самый неоднозначный антрополог в истории. Его первый фундаментальный труд хоть и подвергся шквалу профессиональной критики, стал бестселлером в Америке в 1968 году и до сих пор имеет высокий индекс цитирования, а сам автор — массу почитателей. 
Правда, помимо неоднозначного качества верификации полевых материалов, Шаньона обвиняли в прямом нарушении исследовательской этики и даже преступной халатности, повлекшей человеческие жертвы. Обвинения в преступной халатности были выдвинуты в 2000 году Патриком Тьерни (Patrick Tierney) в отношении Шаньона и его компаньона Джеймса Нила (James Neal) в связи с тем, что из-за начатой антропологами вакцинации яномамо от кори многие индейцы полноценно заразились вирусом. И хотя Американская антропологическая ассоциация (AAA), критикуя многие аспекты работы Шаньона, выпустила расследование, снимающее с исследователя эти обвинения, некоторые индейцы подали на Наполеона Шаньона в суд из-за того, что он не сказал им, что собирал анализы крови для бессрочного хранения (у яномамо считается недопустимым хранить фрагменты тела умершего). Индейцы выиграли суд, и в марте 2015 года завершился процесс возврата их крови. 

Результаты, полученные Шаньоном и коллегами в новой работе, открывая причины популярности кросскузенного брака, наследуют объяснительной модели, предложенной Леви-Строссом: кросскузенные браки более выгодны с точки зрения организации более широких альянсов в ситуации компактного проживания людей.

Но помимо этого, выводы новой работы открывают путь к более детальному пониманию процесса формирования института кросскузенного брака.

Шаньон и коллеги установили, что даже в ситуации традиционных браков, где решение за молодоженов принимают родители, на конечную форму традиции повлияли, по-видимому, соображения комфорта молодых членов общества.

Так, согласно концепции Шаньона, в патрилокальном обществе, где приняты эндогамные браки, кросскузенные браки будут более предпочтительными, чем ортокузенные, именно потому, что патрилокальность провоцирует соперничество между братьями, которые часто живут вместе во взрослой жизни, и кооперацию между братьями и сестрами, которые обычно не живут вместе во взрослом возрасте и поэтому не конкурируют за ресурсы. Следовательно, женатым братьям, живущим под одной крышей, не придется оставлять под той же крышей своих женатых разнополых детей — хотя бы часть потомства перейдет в другую семью и тем облегчит экономическое положение оставшихся.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Елизавета Власова

Источник: https://nplus1.ru/material/2017/04/13/Cross-cousin-marriage

Что такое Эндогамия

09Окт

Эндогамия – это термин, используемый для определения практики заключения брачных союзов исключительно внутри определенной группы (поселения, этнической или религиозной общины, касты и так далее). Сам по себе, термин «эндогамия» имеет древнегреческое происхождение, и буквально является сочетанием двух слов: endon (ἔνδον) – внутри + gamos (γάμος) – брак.

Что такое ЭНДОГАМИЯ – определение, значение простыми словами

Простыми словами, Эндогамия – это когда браки заключаются только между представителями одной определенной группы. Так к примеру, это могут быть брачные союзы между представителями одного племени или деревни.

В Индии и в наше время существует довольно жесткая практика заключения браков только внутри одной касты.

Это значит, что если мужчина принадлежит к одной касте, а его избранница к другой, то такой брак, как минимум, будет не одобрен со стороны семей и общества, и скорее всего не состоится.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Еще одним очень ярким примером может послужить религиозная эндогамия. И хоть со временем влияние многих догматов снижается, мы все еще можем наблюдать ситуацию, когда мусульманам «не рекомендуется» вступать в брак с христианами, иудеями или буддистами (это конечно не строгий запрет или закон, но имеется масса нюансов).

Стоит также упомянуть и эндогамию по сугубо экономическим причинам. Так довольно часто можно увидеть ситуации, когда браки заключаются между представителями одного экономического класса. То есть, богатые заключают союзы с богатыми, а бедные с бедными. Согласитесь, это весьма распространенная практика.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Виды, формы ЭНДОГАМИИ

Практически все проявления эндогамии для удобства разделяют на несколько крупных категорий, это:

  • Классовая эндогамия – браки заключаются только внутри своего социального или экономического класса;
  • Кастовая эндогамия – союзы возможны только между представителями одной касты;
  • Расовая/этническая/национальная эндогамия – браки возможны только между представителями одной расы, этнической или национальной принадлежности;
  • Культурная/религиозная эндогамия – браки заключаются только с представителями своей культуры или веры.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Противоположностью эндогамии, является Экзогамия. Это когда браки с представителями других групп являются нормальным явлением.

Источник: http://chto-takoe.net/chto-takoe-endogamiya/

Разница между Эндогамией и Гомогамией

Ключевое различие между Эндогамией и Гомогамией заключается в том, что Эндогамия строго зависит от брака, основанного на определенной этнической или религиозной группе, в то время как Гомогамия зависит от брака, основанного на социально-экономических предпосылках.

Брак играет ключевую роль в выживании определенного населения. Поэтому население и отдельные люди придерживаются разных идеологий, которые определяют их брак. Тем не менее, хорошие социальные практики, такие как уважение, забота и равенство, играют ключевые факторы успешного брака, несмотря на традиционную практику брака.

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Эндогамия
  3. Что такое Гомогамия
  4. Сходство между Эндогамией и Гомогамией
  5. В чем разница между Эндогамией и Гомогамией
  6. Заключение

Что такое Эндогамия?

Эндогамия — это практика брака, в которой два человека объединяются по определенной социальной группе, касте или этнической группе. Эти люди игнорируют близкие личные отношения для брака. Эндогамия распространена в культуре и этнических группах.

 Однако в некоторых случаях эндогамные браки также требуют вступления в брак. Но, чтобы выполнить условие эндогамии, должен быть принят религиозный обряд. Эндогамия в первую очередь служит для самосегрегации. Это предотвращает взаимодействие с другими окружающими популяциями.

 Однако, эта концепция важна для групп меньшинств, чтобы облегчить их расширение.

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличияЭндогамия

С точки зрения генетической трансформации, концепция эндогамии может привести к передаче генетических нарушений в пределах определенной этнической группы, таким образом, изменения в генетических трансформациях не облегчаются.

 Это также гарантирует, что сохранение генетической конституции происходит внутри сообщества.

 Следовательно, в эндогамной популяции влияние генетических заболеваний велико, однако распространение генетических заболеваний оказывается низким.

У растений эндогамия — это процесс, при котором пыльца откладывается на рыльце другого цветка того же растения.

Что такое Гомогамия?

Гомогамия означает брак между двумя людьми одного и того же культурного происхождения. Они не обязательно должны быть одной и той же этнической или религиозной группы.

 Поэтому в гомогамии такие факторы, как социально-экономический статус, образование и ассоциации, играют ключевую роль.

 Однако в гомогамном браке эндогамия также видна, когда два человека с одинаковым культурным происхождением объединяются на основе своей этнической принадлежности и религии.

Такие аспекты, как возраст, образование, экономические условия и социальные стандарты, играют ключевую роль в принятии решения о гомогамии между двумя людьми. Люди уделяют больше внимания практическим аспектам, а не обычным идеологиям гомогамии.

Генетические вариации в гомогамии являются положительным результатом, поскольку передача наследственных факторов демонстрирует большие вариации. Это, однако, может служить недостатком для генетических нарушений, так как распространение генетических нарушений будет больше в гомогамии по сравнению с эндогамией.

У растений гомогамия является еще одним типом самооплодотворения. У гомогамных растений отложение пыльцы происходит на рыльце того же цветка.

Каковы сходства между Эндогамией и Гомогамией?

  • Оба являются социальными концепциями, основанными на объединении двух индивидуумов.
  • У растений это обе формы самооплодотворения.

В чем разница между эндогамией и гомогамией?

Эндогамия — это практика брака, в которой два человека объединяются по определенной социальной группе, касте или этнической группе. С другой стороны, гомогамия относится к брачному союзу между двумя людьми одного и того же культурного происхождения. Итак, в этом ключевое отличие Эндогамии от Гомогамии.

Эндогамия и Гомогамия относятся к двум формам брака. Эндогамия строго рассматривает брак внутри определенной этнической или религиозной группы. Напротив, Гомогамия придает большее значение союзу между двумя людьми одного социально-экономического происхождения, социальными стандартами и образованием. Следовательно, в этом ключевое отличие Эндогамии от Гомогамии.

  Разница между гетто и трущобами

Источник: https://raznisa.ru/raznica-mezhdu-endogamiej-i-gomogamiej/

Эндогамные браки

Определение 1

Эндогамный брак – это тип браков, которые заключаются в ограниченной социальной категории (касте, религиозной общине, страте, племени и т. д.)

Разные ученые и социологи пытались определить, что такое брак. Их толкования отличаются друг от друга.

  • Так согласно Британской энциклопедии, брак — это физический, юридический и моральный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый для создания семьи.
  • Эдвард Вестермарк в своей знаменитой книге «История человеческих браков» определил брак как отношение одного или нескольких мужчин к одной или нескольким женщинам, которое признается обычаями или законами и предполагает определенные права и обязанности как для сторон, вступивших в союз, так и для детей, рожденных в нем.
  • Также брак рассматривается в качестве стабильных отношений, в которых мужчина и женщина обладают социальными правами без потери статуса в обществе и могут иметь детей.
  • По мнению Лоуи, брак представляет собой относительно постоянную связь между допустимыми партнерами.
Читайте также:  Как сделать днк на отцовство, если мать против установления родственной связи

Экзогамный и эндогамный брак: что это такое, между кем заключаются, отличия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Хортону и Хунту понимали под браком такой социальный образ жизни, который позволяет двум людям (иногда их количестве больше двух) создать семью.

По словам Хебеля, брак – это комплексы социальных норм, которые определяют и контролируют отношения пары в паре друг с другом, их родственниками, потомками и обществом в целом.

Таким образом, из приведенного выше можно сделать вывод о том, что брак является особым типом отношений между допустимыми партнерами, который включает определенные права и обязанности. Иными словами, брак состоит из правил и положений, которые определяют права, обязанности и привилегии мужа и жены по отношению друг к другу.

Как и семья, брак является еще одним важным социальным институтом. Это два аспекта одной и той же социальной реальности, то есть обусловлены биопсихическими и социальными инстинктами человека. Брак является одним из самых древних, важных, универсальных и незаменимых социальных институтов, существовавших с момента зарождения человеческой цивилизации.

Как учреждение брак предназначен для удовлетворения биологических (сексуальных, продолжения рода) потребностей человека. Это законный, общепринятый, культурно определенный и социально одобренный союз.

Он также допускает мужчин и женщин к семейной жизни и устанавливает определенные права и обязанности в отношении детей, рожденных от их союза.

Как стабильный социальный институт, он связывает два противоположных пола и позволяет им жить как муж и жена.

Замечание 1

Иными словами, брак – это институционализированная форма половых отношений между людьми, которая тесно связана с институтом семьи.

Эндогамные браки и их причины

Эндогамия — это сочетание двух греческих слов. Эндо означает «внутри», а гейм означает «жениться». Таким образом, эндогамия — это брак внутри социальной группы, когда оба партнера принадлежат к определенному классу или касте.

Замечание 2

По мнению Фолсома, эндогамность представляет собой правило, согласно которому нужно вступать в брак в пределах одной касты или группы людей.

Экзогамный брак прямо противоположен эндогамному браку. В этом браке человек волен вступать в брак с представителем любой социальной категории.

В некоторых странах эндогамные браки (союзы между членами одного рода) запрещены. В Индии не одобряются обществом межкастовые браки. В нацистской Германии браки арийцев и евреев были объявлены преступным деянием. В некоторых странах на равных существуют эндогамный и экзогамный типы брака.

Среди основных причин вступления людей в эндогамные браки можно выделить следующие:

  • Разделение людей. Некоторые люди не хотят жить с другими людьми вне своей группы. Они считают себя чистыми, а других – нечистыми. Они стремятся жить отдельно и поэтому в таких группах практикуются эндогамные браки;
  • Накопление богатства. Некоторые люди предпочитают вступать в эндогамный брак для того, чтобы накопленное поколениями богатство не терялось и осталось в одной семье;
  • Чувство собственного превосходства и неполноценности чужаков. Люди одной группы считают себя выше других. Это чувство людей заставляет их вступать в брак в одной группе;
  • Религиозные различия. Эти различия также заставляют человека вступать в эндогамный брак. Люди одной группы считают, что их собственная кровь чище, чем кровь других. Таким образом, они не хотят смешение кровей и это может быть религиозно запрещено. Например, религия мусульман не позволяет им вступать в брак с немусульманами;
  • Расовые и культурные различия. Каждый человек тесно связан со своей расой и придерживается той же культуры. Таким образом, эти различия предписывают человеку вступать в эндогамный брак;
  • Географическое разделение. Люди двух разных групп живут на расстоянии друг от друга. Они не готовы жениться вне своей территории, что приводит к заключению браков внутри группы.

Таким образом, в эндогамном браке люди вступают в союз в своем собственном племени, варне, касте, подклассе, религиозной общине и т.д.

Вероятными причинами распространенности этого типа брака являются сохранение и поддержание определенных секретов, таинств и навыков, а также желание жить отдельно от других людей, поддерживать чистоту крови и т.д.

В таком браке у партнеров нет превосходства друг над другом и не возникает чувства неполноценности. Сохраняются экономические достижения и профессиональные тайны семьи. Помимо этого, в эндогамном браке не появляется непонимания внутри семьи ввиду отсутствия каких-то новых правил жизни.

Несомненно, эндогамный брак укрепляет единство внутри группы, но в долгосрочной перспективе он вреден для национальной интеграции. Из-за такой ограниченности возникает ненависть между разными социальными группами. У людей может возникнуть этноцентрическое поведение.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/endogamnye_braki/

2.4.1. Экзогамия и эндогамия

Эндогамия
– правила, предписывающие заключение
брака внутри определенных групп, т.е.
люди должны выходить замуж и жениться
на представителях своего класса, расы,
этнической группы или вероисповедания.

В современных обществах широко
распространена расовая эндогамия или
эндогамия сословная (когда запрещается
выбирать партнера из низших слоев
общества).

Эндогамия в чистом виде
характерна для закрытых групп типа
каст, где путем эндогамных браков
поддерживается их закрытость.

Экзогамия
– правила, требующие заключения брака
вне пределов собственной группы, когда
люди должны вступать в брак с индивидами,
не связанными кровным родством. Нормы
экзогамии опираются на принцип исключения
кровного родства и, как правило, содержат
в себе табу на инцест — запрет сексуальных
отношений между близкими кровными
родственниками.

2.4.2. Моногамия и полигамия

Одной
из форм супружества является моногамия,
т.е. брак одного мужчины с одной женщиной
(в одно время). Также в развитии большинства
обществ практиковалась полигамия,
брак, объединяющий трех и большее число
людей. Теоретически возможны три формы
полигамии.

Во-первых,
групповой
брак

– несколько мужчин и несколько женщин
находятся одновременно между собой в
брачных отношениях. Еще сравнительно
недавно эта форма брака была широко
распространена, например, у обитателей
бразильских джунглей, у чукчей в Сибири
и у народа тодас в Индии. Она существует
и сейчас, например, на Маркизских островах
в южной части Тихого океана.

Во-вторых,
полиандрия
– брак, объединяющий одну женщину и
двух или большее число мужчин. Одним из
таких редких примеров служат некоторые
общества Южной Индии и Тибета.

Здесь
женщина, выходя замуж, автоматически
становится женой всех братьев своего
мужа, и они живут вместе.

Объяснением
полиандрии в семьях Южной Индии стал
результат анализа демографической
ситуации, когда выяснилось, что в этих
регионах численность мужского населения
значительно выше численности женского.

В-третьих,
полигиния,
или многоженство – брак, объединяющий
одного мужчину и двух или большее число
женщин, самая распространенная из форм
полигамии.

Полигиния объясняется помимо
секса множеством других факторов: она
тесно связана с соображениями
экономического производства и
экономического статуса.

Такой семейный
уклад поощряется тогда, когда крупные
семьи имеют больше преимуществ, а женщины
вносят значительный вклад в добывание
средств существования.

3. Функции семьи

Семья
всегда выполняет целый ряд функций,
которые помогают в решении определенных
социальных задач.

1.Репродуктивная
функция
.
Одна из основных задач любого общества
— воспроизводство новых его членов. При
этом важно, чтобы дети были физически
и психически здоровыми, имели способности
к обучению и социализации.

Вместе с тем
важным условием существования общества
является регулирование рождаемости,
избежание демографических спадов или,
наоборот, взрывов. Семья — это основной
институт, ответственный за воспроизводство
новых членов общества. Другие пути
неэффективны и, как правило, социально
не одобряются.

Поэтому появление ребенка
вне института семьи обычно вызывает
жалость, сострадание или осуждение.

2.Воспитательная,
функция социализации
. Давно известно, что для нормального,
полноценного развития ребенка семья
жизненно необходима, и ее нельзя заменить
никакими другими институтами или
общественными учреждениями.Именно
в семье осуществляется первичная
социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.

Психологи и педагоги отмечают, что
если с рождения до трех лет ребенок
лишен достаточного количества внимания,
заботы, непосредственного эмоционального
контакта со взрослыми, то естественное
протекание формирования многих социально
значимых качеств детей нарушается,
растягивается на продолжительное время,
а в некоторых случаях блокируется
полностью, становится невосполнимым.

Во
многом падение воспитательной роли
семьи тесно связано с происходящими в
ней серьезными переменами.

Пе­реход
от семьи традиционного типа к современной,
основан­ной на равенстве супругов,
привел к утрате непререкаемого ав­торитета
мужчины и снижению согласованности
воспитатель­ных воздействий родителей.

В современной семье нередки разные, а
то и взаимоис­ключающие понятия матери
и отца о воспитании, о том, как надо жить
вообще.

Социологи
выделяют несколько достаточно устойчивых
стереотипов
семейного воспитания.

Детоцентризм,
т.е.
всепрощение по отношению к детям, ложно
понимаемая любовь к ним. При таком
подходе дети вырас­тают избалованными,
не приемлют разумных запретов и
обя­занностей, в том числе и долга
перед родителями. Как правило, их
полностью обслуживают старшие члены
семьи.

Подобная тенденция наиболее
характерна для тех семей, в которых
растет один ребенок и (или) воспитание
возложено на бабушек и де­душек,
которые оберегают своих внуков от
жизненных трудностей.

В результате
вырастают эгоцентричные, инфантильные
молодые люди, не умеющие и не желающие
брать ответственность на себя.

Профессионализм,
т.е.
тенденция своеобразного отказа родителей
от воспитания детей под предлогом того,
что этим должны заниматься педагоги,
воспитатели-профессионалы в детских
садах и школах. Такие родители считают
своим долгом прежде всего, материально
обеспечить своих детей.

К «воспитательным»
воздействиям они прибегают обычно лишь
тогда, когда ребенок провинился или
«мешает» им. Чаще всего их воспитательные
воздействия имеют форму строгого
запрета, брани и даже телесных наказаний.

Таким образом, родители и дети оказываются
выключенными из жизни друг друга, уровень
доверительности в их общении минимален,
круг совместно об­суждаемых проблем
крайне узок.

В силу этого у ребенка в
та­кой семье отсутствует опыт диалога
со взрослыми, слабо разви­та потребность
во взаимодействии со старшими, что
впоследст­вии может осложнить его
социальные контакты.

Прагматизм,
т.е.
воспитание, цель которого — выработка
у детей «практичности», умения «ловко
устраивать свои дела», ориентации,
прежде всего на получение непосредственной
ма­териальной выгоды.

В
семье главным образом воспитываются
дети. Но этим да­леко не исчерпывается
ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет
огромное влияние на развитие личности
каждого ее члена, расширяя или, наоборот,
ограничивая пространство для
само­реализации не только детей, но
и взрослых.

Читайте также:  Приказ о выплате компенсации за неиспользованный отпуск: образец заполнения бланка

3.Функция
сексуального регулирования
.
Семья — это главный социальный институт,
через который общество упорядочивает,
направляет и регулирует естественные
сексуальные потребности людей.

Вместе
с тем практически каждое общество имеет
альтернативные пути удовлетворения
сексуальных потребностей. Несмотря на
то, что существуют определенные нормы
супружеской верности, большинство
обществ легко прощает нарушения этих
норм. Но часто нормы семьи разрешают
сексуальные связи супругов вне семьи.

Особенно наглядно различие норм
сексуального поведения проявляется в
отношении к добрачному сексуальному
опыту молодых людей. Во многих современных
обществах вступление в брак девственников
считается абсурдным и нелепым, а добрачные
сексуальные связи — служащими подготовкой
к браку.

С другой стороны, в патриархальных
семьях добрачный сексуальный опыт
строго запрещается (по крайней мере, в
отношении женщин).

4.
Хозяйственно-экономическая функция.


Эта функция семьи охватывает различные
экономическая аспекты семейных отношений:
ведение домашнего хозяйства, составление
и использование семейного бюджета,
организацию семейного потребления,
проблему распределения домашнего труда,
поддержку и опеку над престарелыми и
инвалидами и т.

д. Ведение членами семьи
общего хозяйства, когда все они работают,
как одна команда, способствует формированию
крепких экономических связей между
ними. Можно сказать, что семья представляет
собой самую крепкую экономическую
ячейку общества.

5.
Рекреационная функция (функция
эмоционального удовлетворения).
Рекреационная
функция включает в себя и духовно-эстетические
моменты, в том числе организацию семейного
досуга и отдыха. К многочисленным
потребностям человека относится, в
частности, интимное общение.

Психиатры
считают, что основной причиной
эмоциональных и поведенческих трудностей
в общении и даже физических болезней
является отсутствие любви, тепла и
полноценного интимного общения в
первичной группе, и прежде всего в семье.

Поэтому семья должна стать «уголком»
спокойствия, уверенности, создавать
важное для человека чувство безопасности
и психологического комфорта, обеспечивать
эмоциональную поддержку и сохранение
общего жизненного тонуса.

Благодаря
своей структуре и качествам, семья
служит самым важным источником
эмоционального удовлетворения.

6.Статусная
функция.
Каждый
человек, воспитанный в семье, получает
в качестве наследия некоторые статусы,
близкие к статусам членов его семьи.

Это прежде всего относится к таким
важным для личности статусам, как
национальность, место в городской или
сельской культуре и др.

Семья обязательно
должна осуществлять ролевую подготовку
ребенка к статусам, близким к статусам
его родителей и родственников, прививая
ему соответствующие интересы, ценности
и образ жизни.

7.Защитная
функция.

Во всех обществах институт семьи
осуществляет в разной степени физическую,
экономическую и психологическую защиту
своих членов.

Мы привыкли к тому, что,
задевая интересы и безопасность любой
личности, мы задеваем и его семью, члены
которой защищают своего близкого или
мстят за него.

В большинстве случаев
вину или стыд за человека разделяют все
члены его семьи.

Понятно,
что все функции семьи тесно взаимосвязаны,
но их соотношение и удельный вес могут
быть различными.

Источник: https://studfile.net/preview/934215/page:3/

Эндогамный брак — Существует много типов брачных отношений. Наши браки экзогамны или эндогамны? — 2 ответа



Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Семья, Дом, Дети

Существует много типов брачных отношений. Наши браки экзогамны или эндогамны? и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]пока ни в каком…

Эндогамия Партнер выбирается только из своей группыМоногамия: пожизненная, допускающая развод Брачный союз одного мужчины только с одной женщинойПолигамия: Брачный союз более, чем двух партнеровполигиния многоженствополиандрия многомужествогрупповой брак брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинамиПарная семья Разновидность моногамии

Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Существует много типов брачных отношений. Наши браки экзогамны или эндогамны?Ответ от Boris[гуру]это все не имеет строжайщих правил

Все обоснуется на личных требованиях и соглашениях

Ответ от Yuliya[гуру]Ой как сложно это читать…Брак-это хрустальный замок,в котором нельзя броаться камнями….Лично я счастлива в браке!ВСЕ ЗАВИСИТ ОТНАС САМИХ.СЧАСТЬЕ РАЗРУШИТЬ НАМНОГО ЛНГЧЕ,ЧЕМ СОХРАНИТЬ.

Ответ от Пользователь удален[гуру]я знаю только о моногамных и полигамных браках, еще есть полиандрия….Ответ от Ђатьяна[гуру]а я живу граждансикм со своей….у нас так же все наравне.

Ответ от Инна Лебедева[гуру]слова уж больно непонятныеОтвет от Александра[гуру]Во многом зависит от религиозной принадлежности, уровня проникновения цивилизации и национальных традиций.

Эндогамия и экзогамия (от греч.

слов: endon — внутри, exw — вне, gamoV — брак; буквально: внутренний брак, внешний брак) — термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном, в его сочинении “Primitive marriage” и получившие право гражданства в науке.

Ответ от Александр гершаник[гуру]Врачи говорят : Нет здоровых, есть недообследованные.По поводу Вашего вопроса следует, вероятно, сказать: нет браков, укладывающихся в типологию. Есть типологии, требующие развития.

Брак не состояние, а процесс. Пытаться ответить на ваш вопрос все равно, что мерить пульс за одну секунду.

Ответ от Hana Havlickova[гуру]я уже слва Богу ни в каком, енсть люди счастливо женаты, а я счастливо розведена, даже если мне с ребёнком тяжело, но у нас уже каждый день кушать есть и никто руки не протягиваетОтвет от Пользователь удален[гуру]я лично не в каком браке не состою потому, что хорошее дело «браком» не называют

Источник: https://2oa.ru/endogamnyy-brak/

Эндогамия и экзогамия

Уже в глубокой древности дикарь заметил, что расовое смешение повышает качество потомства, — не потому, что эндогамия всегда приводила к плохим последствиям, а потому, что экзогамия всегда давала сравнительно лучшие результаты.

Поэтому нравы стремились закрепить ограничения на половые отношения между близкими родственниками. Было признано, что экзогамия чрезвычайно повышает селективные возможности эволюционного варьирования и развития.

Появившиеся в результате таких связей индивидуумы были более разносторонними и обладали большей способностью к выживанию во враждебном окружении; сторонники эндогамии, как и их нравы, постепенно исчезли.

Этот процесс был медленным; дикарь не задумывался о таких проблемах, в отличие от более поздних и прогрессирующих народов, которые, к тому же, заметили, что общая слабость иногда является следствием чрезмерного количества браков между близкими родственниками.

В то время как при наличии хорошей наследственности результатом эндогамии иногда было укрепление сильных племен, красноречивые случаи печальных последствий эндогамии наследственно неполноценных людей оказывали более сильное воздействие на сознание человека. Поэтому формирование нравов сопровождалось появлением всё новых табу, запрещавших любые браки между близкими родственниками.

Религия уже давно служит эффективной преградой для экзогамии; многие религиозные учения объявили брак с иноверцами нарушением закона. Женщина обычно была сторонницей эндогамии, мужчина — экзогамии.

Собственность всегда влияла на брак, и иногда — в попытке закрепить собственность в пределах клана — появлялись нравы, приказывавшие женщинам выбирать мужей среди одноплеменников ее отца. Распоряжения такого рода привели к огромной популярности браков между двоюродными родственниками.

Кроме того, эндогамией пользовались в стремлении сохранить секреты мастерства: умельцы хотели, чтобы искусство их ремесла оставалось в семье.

Оказываясь в изоляции, более развитые группы всегда возвращались к единокровным бракам. В течение ста пятидесяти тысяч лет одной из крупнейших эндогамных групп были нодиты.

Эндогамные нравы более позднего времени были в огромной мере укреплены традициями фиолетовой расы, в которой в брачные отношения поначалу приходилось вступать братьям и сестрам.

Браки между братьями и сестрами получили также распространение в древнем Египте, Сирии, Месопотамии и повсюду, где обитали андиты. Египтяне долго придерживались таких браков, пытаясь сохранить в чистоте царскую кровь, — обычай, который еще дольше оставался в силе в Персии.

У месопотамцев — до появления Авраама — браки с двоюродными родственниками были обязательными. Кузены пользовались преимущественным правом на вступление в брак со своими кузинами. Сам Авраам женился на своей сводной сестре, однако более поздние нравы евреев запрещали такие союзы.

Первый отход от практики браков между братьями и сестрами произошел с появлением многоженства, ибо сестра-жена грубо попирала другую жену или жен.

Некоторые племенные нравы запрещали вдове умершего брата выходить замуж, требуя, чтобы оставшийся брат заменил отца детям покойного брата.

Не существует биологического инстинкта, который не позволял бы вступать в брак при той или иной степени родства; такие ограничения являются исключительно следствием табу.

В результате возобладала экзогамия, поскольку ей отдавали предпочтение мужчины: найти жену за пределами своей группы означало обеспечить себе большую свободу от родственников жены. Чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь; поэтому, когда в брачных отношениях начал преобладать индивидуальный выбор, стало обычным находить партнеров за пределами племени.

В итоге многие племена запретили браки в пределах клана. Другие ограничили брачные отношения определенными кастами. Табу на брак с женщиной того же тотема привел к обычаю выкрадывать женщин соседних племен. Позднее браки регулировались преимущественно по территориальному, а не родовому признаку.

Прежде чем эндогамия превратилась в современную экзогамию, она прошла через целый ряд эволюционных ступеней. Даже после того, как табу распространились на единокровные браки между простолюдинами, вождям и царям разрешалось жениться на своих родственниках, что позволяло избежать разбавления царской крови и сохраняло ее чистоту.

Нравы обычно разрешали монархам некоторые вольности в половой жизни.

Присутствие более поздних андитских народов имело большое значение для усиления желания сангикских рас вступать в брачные отношения за пределами своих племен. Однако экзогамия стала преобладающей только после того, как соседние группы научились жить в относительном мире.

Экзогамия сама по себе способствовала укреплению мира: межплеменные браки гасили враждебные настроения.

Экзогамия вела к межплеменному сотрудничеству и военным союзам; она стала преобладающей потому, что обеспечивала большую силу; она создавала нацию.

В большой степени экзогамии способствовало развитие торговых связей; путешествия и исследования вносили свой вклад в расширение географии брачных отношений и в огромной мере содействовали взаимопроникновению расовых культур.

Необъяснимые, казалось бы, несообразности нравов, регулирующих расовые браки, являются, в основном, следствием вошедшей в обычай экзогамии, а также сопутствующей ей кражи невест и покупки их в других племенах.

Всё это привело к объединению нравов различных племен.

То, что эти касавшиеся эндогамии табу носили социальный, а не биологический характер, хорошо иллюстрируется запретом на родственные браки, под который подпадали многие родственники со стороны жены или мужа, что вообще не имеет отношения к кровному родству.

Источник: https://studwood.ru/575565/sotsiologiya/endogamiya_ekzogamiya

Ссылка на основную публикацию