Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ппвс и законодательное регулирование

Усыновление — это процедура, при которой совершеннолетний мужчина (женщина), супруги, принимают решение взять ребенка из родильного или детского дома на воспитание. Они должны быть готовы к этому ответственному решению, которое кардинально изменит их жизнь. При этом к кандидатам предъявляются особые требования.

Они должны быть здоровы, иметь хорошую работу и постоянный доход, а также обязаны обладать определенными качествами для того, чтобы содержать конкретного ребенка-сироту. В данной статье подробно рассмотрена судебная практика по усыновлению.

Установление усыновления/удочерения ребенка в гражданском процессе

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

  • Введение определенного порядка усыновления, в отличие от ранее установленного — административного, имеет главную цель — значительное усиление гарантий защиты прав и интересов малыша, которому еще не исполнилось восемнадцать лет.
  • Важно обратить внимание, что заявление об усыновлении подается в любой суд по месту проживания усыновляемого малыша, который остался без биологических родителей.
  • В документе требуется указать основные сведения:

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

  1. ФИО потенциальных усыновителей, их постоянное место жительства,
  2. ФИО, дата рождения усыновляемого малыша, его место проживания, а также основные сведения о биологических матери и отце усыновляемого чада, наличии у него сестер и братьев,
  3. обстоятельства, которые являются обоснованием просьбы потенциальных кандидатов об оформлении усыновления относительно малолетнего ребенка,
  4. просьба об изменении ФИО чада, а также даты его появления на свет.

К заявлению прилагаются такие бумаги:

  1. ксерокопия свидетельства о рождении кандидата в усыновители. Этот документ нужен тогда, когда человек, желающий взять к себе приемного ребенка, не состоит в официально оформленных отношениях,
  2. дубликат свидетельства о заключении брака:
  3. при усыновлении приемного чада одним супругом, важно предоставить письменное согласие второй стороны,
  4. медицинское заключение о состоянии здоровья,
  5. справка с места работы, подтверждающая занимаемую должность, ежемесячную зарплату,
  6. документ, подтверждающий право конкретного гражданина пользоваться жилым помещением или право собственности на квартиру, дом.

Гражданско-процессуальный кодекс нашего государства подразумевает обязательное участие в рассмотрении дела об усыновлении самого заявителя. Еще обязательно привлекаются органы опеки, прокурор.

Невыполнение судом этих основных требований может быть основанием к отмене решения, если нарушение привело или могло привести к нежелательному разрешению вопроса.

В каждом случае важно тщательно проверять и учитывать основные нравственные и другие личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение человека не только на работе, но и в быту).

Возбуждение судопроизводства

  1. Возбуждение судопроизводства и подготовка дел об усыновлении или удочерении ребенка осуществляется судебными органами по правилам, которые предусмотрены гражданским процессуальным законодательством.

  2. Производство в суде по делам об усыновлении, как и любое другое, начинается стадией возбуждения судопроизводства, которая считается немаловажной составляющей в одной системе последовательных стадий гражданского процесса.

  3. Как правило, от того насколько последовательны и грамотны действия судьи в стадии возбуждения дела, зависит возможность выполнения задач, стоящих перед судом и остальными участниками процесса на дальнейших этапах гражданского судопроизводства.

Целью этой стадии считается реализация права на обращение за судебной защитой. Она достигается выполнением задачи по возбуждению дела. Для этого крайне важно совершение таких процессуальных действий, как обращение заинтересованного лица в суд. При этом гражданин должен предоставить соответствующее заявление.

Чтобы выступить заявителем, важно наличие или отсутствие определенных предпосылок, которые дают право на реализацию права на судебную защиту.

Рассмотрение заявления и вынесение решения суда

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

Они рассматриваются в порядке особого, а не искового производства. Основанием для назначения суда считается заявление гражданина, который изъявил желание взять приемного ребенка.

Стоит обратить внимание, что дела по усыновлению проводятся бесплатно. При этом не взимается обязательная государственная пошлина. Судья рассматривает дела по усыновлению единолично.

В слушании принимают участие судья, прокурор, заявитель (заявители), органы опеки и попечительства, усыновляемый малыш, а также законные представители последнего. Суд, рассмотрев все материалы дела, принимает окончательное решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей об усыновлении несовершеннолетнего или отказывает в прошении.

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

СК РФ при соблюдении главных положений Конвенции к основным началам семейного законодательства причисляет принцип приоритета воспитания ребенка в полной семье, а также закрепляет его право проживать и воспитываться в семье.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ было установлено, что при рассмотрении дел об усыновлении нужно проверять, нет ли оснований, установленных статьями 127 и 128 СК РФ, которые исключают для заявителя возможность стать усыновителем. При этом суд должен обращать внимание, что усыновителем не может стать несовершеннолетнее лицо.

Еще гражданин, претендующий на право стать усыновителем, должен быть дееспособным. ППВС РФ были внесены некоторые изменения, касающиеся усыновления. Например, если у ребенка есть родители, то их согласие в данном случае является обязательным.

  • При их отсутствии органы опеки и попечительства принимают решение о том, может ли конкретный гражданин стать усыновителем конкретному малышу.
  • Если при рассмотрении дел об усыновлении или удочерении судом будет обнаружено наличие преступлений в действиях заявителя, участников процесса, должностного лица, предусмотренных главой 20 Уголовного кодекса, то об этом обязательно будет сообщено в органы дознания или предварительного следствия.
  • В связи с тем, что в Постановление Пленума Верховного Суда РФ было внесено множество изменений и поправок, то старая версия «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 1997 года считается недействительной.

Примеры из судебной практики

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулированиеЕсли обратить внимание на дела из судебной практики, то можно сделать вывод, что зачастую отказывают иностранным гражданам.

Это объясняется тем, что приоритетным является устройство сироты именно в семью граждан Российской Федерации, даже невзирая на то, что в семье иностранцев созданы более хорошие условия.

Причем в данном случае отказ является обоснованным, так как действующее законодательство защищает права и интересы детей. Они должны получить воспитание и содержание в семье соотечественников.

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

Прежде чем подавать документы на усыновление, необходимо убедиться в том, что ваша кандидатура соответствует всем требованиям, установленным действующим законодательством. Претендент должен быть совершеннолетним, дееспособным, иметь хорошую работу и достаточный ежемесячный доход.

Государство защищает права и интересы несовершеннолетних детей, которых родные родители оставили в родильных и детских домах, поэтому органы опеки и попечительства, а также сотрудники суда будут очень внимательно присматриваться к каждому потенциальному усыновителю.

Еще очень важно, чтобы кандидат обладал всеми требуемыми качествами. Помимо всего прочего, важно составить грамотное заявление и собрать пакет требуемых документов, без чего претендент вовсе не будет рассматриваться.

Загрузка…

Источник: https://e-megion.ru/semeynoe-pravo/proizvodstvo-po-delam-ob-usyinovlenii-udocherenii-rebenka-osobennosti-grazhdanskogo-protsessa-i-razyasneniya-ppvs

Верховный суд разъяснил права приемных родителей

Пленум Верховного суда (ВС) РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих у судов при рассмотрении дел об усыновлении детей с учетом последних изменений в российском законодательстве.

При принятии решения об усыновлении судам рекомендовано считать приоритетными интересы российского усыновителя, также ВС детализировал норму о контроле над подготовкой потенциальных иностранных усыновителей.

В Верховном суде поясняют, что принятие постановления вызвано изменениями в российском законодательстве и не связано с «законом Димы Яковлева», который касается только граждан США и не оказывает существенного влияния на практику усыновления.

Пленум Верховного суда РФ внес изменения в постановление 2006 года «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении детей». При принятии решений об усыновлении детей российскими гражданами ВС рекомендовал судам смягчить позицию по ряду норм, касающихся требований к усыновителям.

В частности, Семейный кодекс устанавливает разницу в возрасте не менее 16 лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Верховный суд разъяснил, что при наличии уважительных причин, например, если ребенок испытывает чувство привязанности к усыновителю, установленная разница в возрасте может быть сокращена.

Также судам рекомендовано подходить дифференцированно к применению нормы Семейного кодекса об ограничении права на усыновление лицам, которые на момент усыновления ребенка не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому прожиточный минимум. В этом случае потенциальные усыновители могут представить суду данные о других доходах, например, от личного подсобного хозяйства.

Если ребенок младше десяти лет способен формулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления, ВС рекомендует судам выяснять его мнение в судебном заседании.

Усыновление (удочерение) ребенка в гражданском процессе: ППВС и законодательное регулирование

Также пленум Верховного суда рекомендовал судьям откладывать разбирательство дела об усыновлении иностранными гражданами в случае, если суд придет к выводу о том, что потенциальные усыновители не прошли надлежащую подготовку на территории иностранного государства. В этом случае суд вправе предоставить иностранцам срок для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители на территории РФ.

Как пояснила “Ъ” судья-докладчик Людмила Пчелинцева, принятие документа связано с изменениями законодательства последних лет, регулирующими отношения по усыновлению детей, в частности, с поправками к Семейному кодексу РФ.

При этом в ВС отрицают взаимосвязь между принятыми разъяснениями и законом «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека».

Судья Людмила Пчелинцева сообщила, что закон, названный именем Димы Яковлева, касается только граждан США и не оказывает существенного влияния на существующую российскую практику усыновления.

Ольга Баталина, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, оценивает постановление ВС как существенный шаг к формированию новой практики усыновления сирот с приоритетом для российских семей.

«Что касается сформулированных в постановлении требований к иностранным гражданам, то они сводятся в основном к двум пунктам — проверке состояния здоровья потенциальных усыновителей и анализу степени подготовленности кандидата с учетом требований российского законодательства,— сообщила госпожа Баталина.— Российские требования к подготовке кандидата прозрачны: 80 часов обучения и определенный набор знаний и навыков, необходимых усыновителю». Соответствуют ли этим требованиям образовательные программы иностранных государств, и «предстоит выяснять судам, при необходимости приостанавливая процесс усыновления», утверждает депутат.

Куда попадают русские дети, не слушающиеся американских родителей

Одним из главных аргументов сторонников закона, запрещающего гражданам США усыновлять российских сирот, была невозможность осуществления контроля за жизнью и судьбой детей. В качестве примера приводилось ранчо для детей, расположенное в городке Юрека, в штате Монтана.

По словам уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, этот приют был специально создан для американских родителей, которые хотят избавиться от приемных детей из России. Господин Астахов утверждал, что ему не дали возможности побывать там.

«Ъ» попробовал разобраться, что происходит на ранчо и почему господин Астахов не смог на него попасть. Читайте подробнее

Как на практике работает запрет на усыновление детей американцами

В январе министерство образования и науки РФ упростило процедуру усыновления детей-сирот для российских усыновителей. А к 1 февраля правительство должно было представить в Госдуму законопроект, который должен стимулировать усыновление детей с инвалидностью.

Экстренные меры вызваны широкой общественной реакцией на принятый Госдумой законодательный ответ на «закон Магнитского», запрещающий усыновление российских детей в США. «Ъ» выяснил, кто пострадает от «антимагнитского закона» и смогут ли российские власти минимизировать эти потери.

Читайте подробнее

Анна Перова

Куда уходят дети

О том, сколько в России сирот, куда устраивают этих детей, какое пособие выплачивают российским усыновителям и как много сирот возвращают обратно в детские дома — в инфографике «Ъ».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2370814

Усыновление (удочерение) в гражданском процессе

проведенный социологический опрос практикующих психологов, показавший, что при современном развитии детской психики ребенок с семилетнего возраста вполне осознано может выразить свою волю относительно возможного усыновления. Поэтому, считаем возможным изложить п. 1 ст.

Читайте также:  Права отца на ребёнка в гражданском браке: как доказать отцовство, если отношения не зарегистрированы и родился малыш

132 СК РФ в следующей редакции: «Для усыновления ребенка, достигшего возраста семи лет, необходимо его согласие», а также внести изменения в ст.

273 ГПК РФ, указав, что «заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей… а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет».

Судья единолично рассматривает эти дела, но закон предусматривает обязательное участие в процессе самого заявителя, представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Привлечение этих лиц служит дополнительной гарантией для правильного разрешения дел данной категории, затрагивающих существенные права и интересы как детей, так и государства. Однако вопреки требованиям ст.

125 СК РФ и ст. 273 ГПК РФ многие дела об усыновлении рассматриваются судами без участия представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Так, например, Ленинградским районным судом Калининградской области в 2003 г. рассмотрено 13 дел, в Челябинской области — 54 дела без участия названных представителей. Объяснялось это тем, что суды не извещают их о дне слушания дела, однако и сами прокуроры не предъявляли к судам требования о недопустимости подобного отступления от требований закона.

С определением сторон в делах об отмене усыновления также возникают некоторые вопросы. Так, например, Г.В.

Арутюнян предлагает признавать ответчиком орган опеки и попечительства, поскольку этот орган участвует в судебном разбирательстве с целью защиты интересов ребенка и будет заявлять возражения против требований истца, исходя из его интересов.

Таким образом, поскольку в данном случае имеет место исковое производство, можно говорить о споре, о праве усыновителя на отмену усыновления, в котором с одной стороны участвует усыновитель, а с другой — орган опеки и попечительства, защищающий право ребенка на сохранение усыновления.

Но с данным мнением сложно согласиться, поскольку орган опеки и попечительства — лицо материально не заинтересованное. Орган опеки и попечительства имеет, так называемый, служебный интерес, обусловленный осуществляемыми им функциями — защита прав и интересов несовершеннолетних.

В противном случае прокурора можно было бы привлечь в качестве ответчика, так как в производстве по делам об усыновлении он привлекается с аналогичными целями. Кроме того, согласно п. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации данный орган будет выступать представителем ребенка, и защищать его права и законные интересы только в том случае, если он самостоятельно обратится в суд.

По данному вопросу высказался Пленум Верховного суда. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» от 20.04.2006 г.

, если требование об отмене усыновления заявлено усыновителями (усыновителем), надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок, защита прав и законных интересов осуществляется лицами, указанными в п. 1 ст. 56 СК РФ.

Согласно данным разъяснениям защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Это разъяснение усложняет разрешение дел данной категории, поскольку усыновители до вступления решения об отмене усыновления в законную силу фактически являются законными представителями усыновленного ребенка, и обладают статусом истец — представитель ответчика.

Прокурор и орган опеки и попечительства выступают в качестве представителя только в том случае, если они самостоятельно обращаются в суд с иском об отмене усыновления, но тогда ответчиком по такому делу будет являться усыновитель (усыновители), а это совсем другая ситуация.

А в данном случае прокурор и органы опеки и попечительства привлекаются в процесс для дачи заключения по делу. Таким образом, необходимо внести некоторые корректировки в разъяснения Пленума Верховного суда, а именно: если требование об отмене усыновления заявлено усыновителями (усыновителем), надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок, защита прав и законных интересов осуществляется органом опеки и попечительства, прокурором либо родителями усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

ГЛАВА II. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ДЕЛ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ), ОТМЕНЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)

2.1 ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПОДГОТОВКА ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ

Выполнение задач, стоящих перед судом и другими участниками процесса на всех стадиях гражданского судопроизводства, напрямую зависит от правильности и последовательности действий судьи при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суда, возбуждении гражданского дела. Главная задача суда — правильное, т.е. в интересах ребенка, и своевременное рассмотрение и разрешение дела об усыновлении ребенка.

Статья 269 ГПК РФ устанавливает родовую и территориальную подсудность дел об усыновлении детей. Родовая подсудность определена с учетом гражданства и места жительства заявителей, а территориальная подсудность будучи исключительной по своему виду, — местом жительства или нахождением усыновляемого ребенка.

В соответствии с этой статьёй граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, подают заявление об усыновлении ребенка в районный суд по месту жительства или месту нахождения ребенка.

Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, а также иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или нахождения усыновляемого ребенка. В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства и в случаях, когда они постоянно проживают на территории РФ, поскольку в ч. 2 ст. 269 ГПК РФ для указанных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства.

Местом жительства несовершеннолетних в возрасте старше 14 лет признается место, где они постоянно или временно проживают.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства его законных представителей — родителей, опекунов, приемных родителей.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, может проживать в семье опекуна, попечителя, приемного родителя или находиться в воспитательном или ином учреждении для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебной практике неоднозначно толкуется норма абз. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ, согласно которой усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ.

В судебной практике положения данной нормы толковались различно при определении подсудности дел по усыновлению указанными в ней лицами.

В частности, сформировалось мнение, что дела, где усыновителем ребенка (чаще всего данный ребенок — это пасынок, падчерица) является иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданином РФ, подсудны районным суда по месту жительства или месту нахождения ребенка. Пленум Верховного Суда РФ, исходя из того, что подсудность дел об усыновлении определяется нормами ГПК, а не СК РФ, в п.

1 постановления от 20 апреля 2006 г. № 8 разъяснил: «Если данные лица состоят в браке с гражданами РФ, с которыми постоянно проживают на территории РФ, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющимся гражданином РФ, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил.

Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответствующему верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка».

В случае, если исковое заявление подано с нарушением правил подсудности, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ оно подлежит возвращению. О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению заявителя в суд.

Согласно ГПК РФ дела об отмене усыновления рассматриваются в порядке искового производства. Вопрос подсудности данных дел в настоящем Кодексе не разрешен. Однако Пленум Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей от 20.04.2006 г.

№ 8 по данному вопросу разъяснил следующее: «Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст.

269 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства рассматриваются соответственно верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, дела об отмене усыновления ребенка в указанных случаях также должны разрешаться вышеназванными судами.» О делах об отмене усыновления

Источник: https://www.studsell.com/view/187960/?page=5

Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей

Семейный кодекс РФ (далее по тексту — СК РФ) предусматривает порядок установления усыновления или удочерения ребенка через суд. Ранее процедура усыновление производилась через решение исполнительного комитета.

То есть раньше действовал административный порядок, а в нынешнее время судебный порядок, данное изменение обусловлено усилением гарантий защиты прав детей. Рассмотрение подобных дел осуществляется особым производством (гл. 29 ГПК). Ответы на вопросы данной категории дел можно найти в постановлении Пленума Верховного Суда.

Гражданским процессуальным кодексом устанавлена разную родовую подсудность для дел об усыновлении в зависимости от субъектного состава лиц, обращающихся в суд. Если заявление об усыновлении или удочерении подается гражданином РФ, оно подсудно районному суду по месту жительства или месту нахождения ребенка, которого желают усыновить.

Если с заявлением обращается гражданин РФ, который постоянно проживает за пределами РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, то оно подсудно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, судам автономной области и судам автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГИК).

Досудебный порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей

Учет всех детей оставшихся без родителей и попечения регламентируется статьей 122 СК РФ. Данной статьей устанавливается особый порядок выявления таких детей, и порядок учета таковых местными органами опеки и попечительства.

Что является обязанностью, закрепленной за должностными лицами органов, которые управомочены осуществлять деятельность направленную на охрану прав детей.

В целях оказания содействия органам опеки и органам попечительства законом также установлены должностные лица и граждане, которые обязаны сообщить о известных им случаях, в результате которых дети остались без родительского попечения.

В перечень таких лиц включены: близкие ребенка, органы загса, суды которые выносят лишения о лишении родительских прав, органы внутренних дел, а также другие должностные лица связанные с детьми и семьей, к таковым относятся работники дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, общественные объединения.

Семейный кодекс предусматривает обязанность но при этом не обеспечивает не выполнение данной обязанности юридическими санкциями, она рассматривается как должное поведение в интересах защиты детей и общества.

Читайте также:  Развод многодетной семьи с неработающей мамой - юридические тонкости

Как правило, органами опеки и попечительства поддерживается постоянная связь с перечисленными организациями и лицами. В некоторых случаях родители, которые не имеют возможность воспитывать сами своих детей, в результате болезни или отъезда на длительное время, связанное со служебными обязанностями могут самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства.

Частью 2 пункта 1 статьи 122 СК установлены правила, согласно которым после получения информации органы опеки и попечительства обязаны в трехдневный срок провести обследование.

Целью которого является проверка информации при установлении и в случае подтверждения данной информации, органам опеки необходимо выявить его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком, до того времени, когда он будет устроен органами опеки.

При данном, первичном, обследовании составляется 2 документа:

1. Акт обследования;

2. Заключение (в котором сделана оценка фактов и выводы об устройстве ребенка. Также принимаются меры по охране имущества данного ребенка (составляется опись).

Данные о ребенке заносят в журнал первичного учета и после этого принимаются меры по устройству.

Источник: https://studbooks.net/1033144/pravo/protsessualnye_osobennosti_rassmotreniya_usynovlenii_udocherenii_detey

Усыновление (удочерение) детей

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся усыновления и обеспечения социальной поддержки усыновительским семьям, показал, что не существует актов, регламентирующих обязательность оказания семьям, берущим на воспитания или усыновляющим ребенка, социально- психологической помощи. Так, в Постановлении правительства РФ о приемной семье говорится, что для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью. Таким образом, вопрос об оказании приемным семьям социально-психологической помощи оставляется на усмотрение местных органов власти.

На региональном уровне также происходит законодательное регулирование прав усыновленного ребенка. В частности, в Алтайском крае был принят закон Алтайского края. «О пособии в связи с усыновлением»[26]. Пособие, равное пособию на опекаемого ребенка, предназначено для усыновителей, которые в течение 3 лет и более являлись опекунами усыновляемого ребенка.

Законопроект в первой редакции предполагал предоставление пособия усыновителям в качестве меры социальной поддержки. Во второй редакции предоставляемые средства рассматриваются как суммы, причитающиеся усыновленному ребенку.

Это связано с тем, что так называемые «опекунские» суммы, которые получал бывший опекун, а теперь усыновитель, также поступают в семью, но расходуются в соответствии с законом исключительно на нужды ребенка (см. п.5 ст. 150, п.2 ст.60 Семейного кодекса РФ). Подход к пособию как к средствам ребенка отразился в основном на содержании ст. 1, ст.

З новой редакции законопроекта, а также на его названии, поэтому формулировка «пособие гражданам, усыновившим детей» заменена на «пособие в связи с усыновлением».

В интересах ребенка исключено упоминание об отсутствии у усыновителей дохода в размере не менее прожиточного минимума, что связано с содержанием п.1 ст. 127 СК РФ.

В соответствии с семейным законодательством усыновителями не могут быть лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

Редакция закона, принятая в первом чтении, предполагала предоставлять пособия только в случаях, когда размер среднедушевого дохода в семье не превышает величину прожиточного минимума.

Таким образом, при принятии закона в такой редакции право на пособие имели бы лишь те лица, чье материальное положение после усыновления значительно ухудшилось, что не отвечало бы целям законопроекта, направленного на стимулирование усыновления детей, находящихся под опекой. Закон вступил в силу с 1 января 2004 года.

  • Выплата пособия производится органом социальной защиты населения по месту жительства получателя ежемесячно, производится независимо от получения усыновителями ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Выплата пособия в связи с усыновлением прекращается в случаях:
  • 1.        достижения ребенком совершеннолетия или приобретения несовершеннолетним ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;
  • 2.   смерти усыновленного ребенка;
  • 3. смерти усыновителей;
  • 4. отмены усыновления;
  • 5.  выявления органами опеки и попечительства фактов ненадлежащего исполнения усыновителями своих обязанностей по отношению к ребенку, в частности, ненадлежащего распоряжения суммами предусмотренного настоящим Законом пособия;

6.   выезда усыновленного ребенка на постоянное место жительства за пределы Алтайского края.

Прекращение выплаты пособия может быть обжаловано усыновителем в судебном порядке.

Пособие в связи с усыновлением выплачивается из средств краевого бюджета. Объемы финансирования расходов по выплате указанного пособия определяются при принятии закона Алтайского края «О краевом бюджете»[27] на предстоящий год.

Однако, несмотря на то, что закон тщательно прорабатывался, он может быть подвержен критике. Так, пособие предназначено для усыновителей, которые в течение 3 лет и более являлись опекунами усыновляемого ребенка.

Целью этого закона является стимулирование усыновлений детей, находящихся под опекой. Однако, известно, что под опекой обычно находятся дети, родители которых лишены родительских прав, а опекунами являются родственники.

В этом случае не имеет смысла усыновление, например, бабушкой своего внука.

Что касается усыновления ребенка посторонними лицами, то настоящий закон либо не применим к случаям усыновления без трехгодичной предыдущей опеки, либо, при желании усыновителей получать пособие, закон не оставляет шансов на сохранение тайны усыновления, что, как известно, невозможно при опеке, которую необходимо сохранять в течение трех лет.

С 1.01.2008 г. вступил в силу Закон Алтайского края «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей»[28].

Действие настоящего Закона распространяется на постоянно проживающих на территории Алтайского края граждан Российской Федерации, которые в установленном порядке усыновили одного или более одного ребенка.

Положения настоящего Закона не применяются в случаях усыновления отчимами и мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц). Единовременное пособие назначается и выплачивается усыновителю на каждого усыновленного ребенка.

Размер единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, составляет двадцать тысяч рублей. Порядок назначения и выплаты единовременного пособия гражданам, усыновившим детей, устанавливается главой Администрации Алтайского края.

Предполагается, что данный закон обеспечивает материальную защищенность усыновленного ребенка и является инструментом стимулирования количества усыновлений.

Однако, следует отметить, что закон не имеет обратной силы и не распространяется на ранее усыновленных детей, следовательно, он служит скорее механизмом стимулирования усыновлений, нежели средством обеспечения материальной защищенности усыновленных детей.

Таким образом, существует три направления нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье и в социальном окружении усыновительской семьи, возникающих по поводу усыновления, а также различные уровни правового регулирования усыновления, среди них международный, уровень Российской Федерации и субъектов Федерации (региональный уровень).

Первое направление нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в усыновительской семье — это регулирование семейных отношений (так как усыновительская семья является одним из типов семьи), реализуемое через семейное право.

Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе — Семейном кодексе РФ.

Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Второе направление нормативно-правового регулирования усыновления и отношений, возникающих по поводу усыновления — это регулирование собственно процесса усыновления — т.е.

юридического факта установления усыновления, а также правил отбора усыновителей, участие в нем государственных структур и юридические последствия усыновления.

Итак, в Российской Федерации усыновление строго регламентируется посредством законодательства.

Третье направление правового регулирования отношений, возникающих в процессе и по поводу усыновления, касается соблюдения прав усыновляемого ребенка.

На международном уровне права усыновляемого ребенка закреплены посредством Конвенции о правах ребенка.

В законодательстве Российской Федерации сказано, что усыновление является предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, так как при усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Также, на федеральном уровне регулируется равенство прав детей, оставшихся без попечения родителей, быть усыновленными. Это обеспечивается через Закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональные нормативно-правовые акты создаются с целью стимулирования усыновлений и осуществления гарантии материальной защищенности усыновленного ребенка.

Необходимо признать, что имеются недостатки нормативно-правовой базы в отношении усыновленного ребенка и семьи, усыновившей его. Это, в частности, проявляется в необеспечении механизмов контроля за соблюдением прав детей быть внесенными в Банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, что приводит к нарушению этих прав.

Также, материальные пособия усыновленным детям не ориентированы на всех усыновляемых и усыновленных детей и таким образом не могут гарантировать материальную защищенность усыновленного ребенка.

Кроме того, ни на федеральном, ни на региональном уровнях нет законодательных документов, обеспечивающих на государственном уровне оказание социально-психологической помощи семьям, усыновляющим или усыновившим ребенка.

Гражданка Д. после смерти своей сестры взяла к себе на воспитание ее 5-летнего сына. Отец мальчика и супруг Д. не возражали против этого. Спустя два года отец ребенка создал новую семью и перестал видеться с сыном, мате­риально помогать ему. Д. обратилась в орган опеки и попечительства с прось­бой об установлении усыновления[29].

Орган опеки и попечительства рекомендо­вал обратиться в суд с заявлением об усыновлении, поскольку согласно п. 1 ст. 125 СК РФ усыновление устанавливается судом.

Орган опеки и попечи­тельства дает заключение о возможности быть усыновителем, выявляет согла­сие ребенка на усыновление, представляет в суд заключение об обоснован­ности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, участвует в суде при решении вопроса об усыновлении, а также осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка.

Соглас­но ст. 129 СК РФ согласие родителей на усыновление ребенка обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ, в том числе, когда родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

В рассматриваемой ситуации для усыновления ребенка в су­дебном порядке необходимо получить согласие отца ребенка. В том случае, если в суде Д. сумеет доказать, что отец по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживает совместно с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания, го его согласие не требуется.

В соответствии со ст. 133 СК РФ Д. необходимо получить согласие своего супруга на усыновление.

3 Порядок усыновления и его правовые последствия

Новое семейное законодательство существенно изменило порядок усыновления. Прежний административный порядок усыновления заменен судебным. Судебный порядок, безуслов­но, является в данном случае предпочтительным.

Решение об усыновлении настолько существенно для ребенка, усыновите­лей и родителей, что оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс.

Читайте также:  Какие нужны документы для установления отцовства: признание в загсе и оформление через суд

Судебный порядок также должен позволить преодолеть многочисленные злоупотребления, кото­рые имели место ранее при производстве усыновления.

Согласно ст. 125 СК РФ усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Процедура усыновления регулируется нор­мами ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст.

272 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязан истребо­вать от органа опеки и попечительства заключение об обосно­ванности усыновления и его соответствии интересам ребенка. В заключении должны также содержаться сведения о факте личного общения усыновителя с ребенком.

Получение данного заключения необходимо и в случае усыновления ребенка отчи­мом или мачехой (п. 5 постановления Пленума Верховного Су­да РФ «О применении судами законодательства при рассмотре­нии дел об усыновлении (удочерении) детей»)[30].

Рассмотрение заявления об усыновлении осуществляется единолично судьей в закрытом судебном заседании с обяза­тельным личным участием усыновителей, представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также ребенка, достиг­шего возраста 14 лет.

Закон допускает возможность рассмотре­ния дела без участия ребенка, достигшего возраста 14 лет, если ребенок проживает в семье усыновителей и считает их своими родителями.

Если состояние здоровья ребенка препятствует его участию в судебном заседании, суд может выяснить мнение ре­бенка относительно усыновления по месту его нахождения (п.

3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновле­нии (удочерении) детей»). Необходимость личного участия усыновителя в деле не лишает его возможности пользоваться услугами представителя, например адвоката.

Однако сам усыновитель должен присутствовать при рассмотрении дела наряду с ним. Посредническая деятельность по подбору и передаче детей на усыновление во избежание злоупотреблений прямо за­прещена законом (п. 1 ст. 1261 СК РФ). Суд может привлечь к участию в деле родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/usynovlenie-udocherenie-detej/112018.893064.s4.html

Глава 29. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РЕБЕНКА

Статья 269. Подача заявления об усыновлении или удочерении

Комментарий к статье 269

1. Особое значение при подаче заявления об усыновлении (удочерении) имеет подсудность дела определенному суду, поскольку ст. 269 ГПК устанавливает различную родовую подсудность для российских граждан и иностранцев.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения ребенка. Согласно ст.

20 ГК местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, считается место жительства их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), несовершеннолетнего от 14 до 18 лет — место, где он постоянно или преимущественно проживает.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст.

123 СК дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в приемные семьи, под опеку (попечительство), а также в воспитательные учреждения, лечебные и иные соответствующие учреждения.

Таким образом, фактически дети до усыновления могут проживать как по своему месту жительства, так и по месту жительства опекунов (попечителей) или находиться в специализированных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из этого российские граждане, постоянно проживающие на территории РФ, обращаются с заявлением об усыновлении (удочерении) российского ребенка в районный суд по месту его жительства или месту его нахождения.

2.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, а также иностранные гражданине, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, желающего усыновить пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 28.12.

2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории РФ деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей. В связи с этим прекращает действие Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанное в Вашингтоне 13 июля 2011 г.

Статья 270. Содержание заявления об усыновлении

Комментарий к статье 270

Кроме общих требований, предъявляемых к форме и содержанию заявления, изложенных в ст.

131 ГПК, усыновитель обязан указать сведения о себе, о ребенке, которого желает усыновить (удочерить), его родителях, братьях и сестрах (если таковые имеются); кроме того, в заявлении указывается просьба о возможных изменениях в актовой записи о рождении усыновляемых детей (фамилию, имя, отчество, место рождения ребенка, а также дату рождения ребенка, если усыновляемый не достиг возраста одного года; просьбу о записи усыновителей в качестве родителей) и обстоятельства, с которыми закон связывает возможность усыновления и подтверждающие их доказательства.

Указание места жительства усыновителя по делам об усыновлении имеет особое значение, от которого зависит определение родовой и территориальной подсудности.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в Постановлении от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», при наличии у усыновляемого ребенка братьев (сестер) усыновление допустимо только в случае, если это отвечает интересам ребенка. Официальную информацию об этих обстоятельствах суд получает от органа опеки и попечительства.

В заявлении усыновитель обязан указать обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства. Несмотря на то что в данной норме не содержится такое требование, как указание цели или юридического интереса, как, например, в ст.

267 ГПК, по всей видимости, под обстоятельствами предполагается, что усыновитель обязан указать, в чем заключается его юридический интерес по отношению к ребенку. По делам об усыновлении юридический интерес является неотъемлемой предпосылкой права на обращение в суд, т.е. это конкретная социальная потребность усыновителя быть родителем.

Действительное намерение усыновителя суд проверяет непосредственно в судебном заседании, поскольку юридический интерес усыновителя вторичен по сравнению с подобным интересом усыновляемого.

Если заявитель не указывает в содержании заявления об усыновлении, в чем конкретно заключается его юридический интерес по отношению к усыновляемому и не противоречит ли он интересам ребенка, то суд обязан оставить заявление без движения и предложить усыновителю уточнить эти сведения, предоставив необходимый срок.

Если в указанный срок этот недостаток будет устранен, то заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. В противном случае суд должен возвратить заявление со всеми приложенными документами усыновителю в соответствии с ч. 2 ст. 136 ГПК.

Законодатель не уточняет, какие доказательства должен представить усыновитель в качестве обоснования своей просьбы.

Представляется, что под доказательствами, обосновывающими просьбу усыновителя, следует рассматривать такие, которые могут убедить суд, что между усыновителем и усыновляемым сложились доверительные отношения и усыновление соответствует интересам ребенка.

Опять же такие доказательства (например, сведения органа опеки и попечительства о количестве встреч усыновителя и усыновляемого, мнение о результатах общения) могут быть представлены только официальными лицами.

Пленуму ВС РФ необходимо разъяснить, какие это должны быть доказательства, или следует изменить формулировку данной нормы ГПК, указав: «обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, указанные в ст. 271 ГПК». Представляется, что усыновителю достаточно указать в заявлении свой интерес в усыновлении, указать обстоятельства, которые позволяют ему быть усыновителем, и приложить документы, указанные в ст. 271 ГПК.

За усыновленным ребенком сохраняется его имя, отчество и фамилия (ст. 134 СК), однако в целях обеспечения тайны усыновления усыновитель может просить суд об изменении фамилии, имени, отчества.

Также по его просьбе может быть изменено место рождения усыновляемого ребенка и дата его рождения, но только при усыновлении ребенка в возрасте до года и не более чем на три месяца. В исключительных случаях дата рождения может быть изменена и при усыновлении ребенка, достигшего возраста более одного года.

Кроме того, усыновитель (усыновители) вправе просить о записи их в качестве родителя (родителей) в записи акта о рождении. Обо всех подобных изменениях усыновитель обязан указать в заявлении.

Статья 271. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении

Комментарий к статье 271

1. Документы, указанные в перечне и которые обязан приложить к заявлению усыновитель, относятся к необходимым средствам доказывания по делам об усыновлении.

В соответствии с п. 1 ст. 128 СК, если усыновителем является лицо, не состоящее в браке, разница в возрасте с усыновляемым должна быть не менее 16 лет. Учитывая это условие, усыновитель обязан приложить копию своего свидетельства о рождении.

Закон позволяет судам произвести усыновление и при меньшей разнице в возрасте, если признает это необходимым. Это возможно, если усыновителем является, например, родственник несовершеннолетнего ребенка.

Наличие разницы в возрасте также не требуется, если усыновителем является отчим (мачеха).

Для лиц, состоящих в браке, это условие не требуется, поскольку на основании ст. 13 СК брачный возраст устанавливается в 18 лет и может быть снижен только по уважительным причинам. Поэтому усыновители, подающие совместное заявление об усыновлении ребенка, прилагают копию свидетельства о заключении брака.

Поскольку законом не запрещается усыновление одним из супругов, требуется согласие на усыновление другого супруга, который не участвует в усыновлении. Пункт 2 ст. 133 СК называет случаи, когда согласие супруга не требуется: если они прекратили семейные отношения, не проживают более года и место жительства другого супруга неизвестно.

Думается, что здесь речь должна идти о разных условиях и сроках. По меньшей мере нелогично требовать согласие супруга на усыновление, если официальными органами брак прекращен.

Если супруги прекратили семейные отношения и имеется свидетельство о расторжении брака, то для суда срок один год не имеет значения при решении вопроса об усыновлении, поскольку брачные отношения между супругами прекращены. В такой ситуации усыновитель прилагает к заявлению копию свидетельства о расторжении брака.

В том случае, если между супругами брак официально не расторгнут, усыновитель обязан приобщить к заявлению доказательства о том, что супружеские отношения прекращены, усыновитель и его супруг не проживают более года. ГПК не называет такого основания, когда согласие супруга не требуется, как неизвестность его места жительства.

По всей видимости, предполагается, что, если место жительства супруга, который не участвует в усыновлении и не проживает с усыновителем, известно, судья вправе вызвать его в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, а также в само заседание и выяснить его согласие на усыновление непосредственно.

Доказательствами, подтверждающими прекращение супружеских отношений и совместного непроживания, могут быть свидетельские показания, переписка, выписка из домовой книги о снятии с регистрации и другая информация.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=10436

Ссылка на основную публикацию