Эмоциональная сфера женщины ранней и зрелой взрослости в браке

Главная Психология Возрастная психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

С обретением зрелости к человеку приходит ощущение уверенности в себе, осознание, что удалось достичь определенных результатов в жизни, получить авторитет время она чувствует обеспокоенность, что большая част тина жизни прошла, впереди старость. В связи с этим актуально в раннем взрослом возрасте стремление высоких достижений сменяется ощущением необходимости действовать без промедления, немедленно получать результаат.

Необходимость удовлетворять насущные потребности существенно изменяет побудительную сферу.

Человека побуждают к активности потребность в реализации своего творческого потенциала, стремление создать и передать что-то значимое н следующему поколению, ощущение застоя, утраченных возможностей, попытки скорректировать свою деятельность, забота о сохранении близких отношений с родственниками и друзьями, необходимость подготовки к спокойно го и обеспеченной жизни в пожилом виці.

Переход к зрелой взрослости сопровождается коррекцией ценностей, сложившихся в личностной, семейной и профессиональной сферах (забота о благосостоянии семьи, ответственность за детей, внуков, родителей, пер реоцинка значение карьеры и власти в личной жизни, чуткость в супружеских отношениях, ориентирование на отдых и т.д..

Важной ценностью в этом возрасте становятся отношения в семье. При отсутствии нужды беспокоиться о ком-то взрослый человек начинает чрезмерно восхищаться собой, заботиться о себе ее ценностные ориентации.

Навигация уються на собственное здоровье, быт, религию. Особенно дорожат в зрелом взрослом возрасте работой.

Непредсказуемая, преждевременная потеря ее порождает страх перед будущим, обесценение жизненных целей, ухудшение материальных условий, ощущение завершенности активной жизни, наступление старостості.

Резкие изменения в личной, семейной или профессиональной сферах, например ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга (супруги), вынужденный переезд на новое место жительства и т.д.

мо ожуть вызвать мотивационную кризис — ослабление или изменение основных мотивов деятельности. Нередко она блокирует мотивационное развитие личности.

Критической точкой мотивационной кризиса является потеря человеком главного жизненного мотива — смысла жизни. С.

С этим связано возникновение так называемого экзистенциального мотивационного вакуума (человек не знает, для чего живет, не видит, для чего жить), который порождает иногда суицидальные настроения. Преодолеть этот вакуум помо рии, требующие ей основные жизнеобеспечивающие потребности — в самоуважении и самореализацииації.

Снижение мотивации человека зрелого взрослого возраста связано с приближением старости безболезненный переход к ней возможен, если человек рассматривать старость как неизбежный этап своей жизни, к которому можно подготовиться и даже можно иметь перспективные планы. В таком случае возникает мотивационная установка, которая позволяет воспринимать приближение старости как новый жизненный этап, не менее интересный, не менее благоприятных ный для реализации возможностей, чем предварительноені.

Особенности эмоциональной сферы в зрелом взрослом возрасте

В зрелом взрослом возрасте эмоциональная жизнь человека еще недостаточно стабильное. Однако наблюдается снижение общей эмоциональности в различных жизненных ситуациях, при выполнении всех видов деятельности.

основных переживаний личности связан с смыслом жизни, состоянию здоровья, ожиданием старости.

Успехи детей и внуков вызывают у людей зрелого взрослого возраста положительные эмоции, а их неудачи — отрицательные переживанияння.

  • Развитие эмоциональной сферы человека в период зрелой взрослости происходит неравномерно. Для ее эмоционального реагирования на мир, на свою жизнь характерны следующие особенности:
  • — оно становится устойчивым, но негативные переживания постепенно начинают преобладать положительные;
  • — устанавливается индивидуальный фон переживаний. Реагирование на одни ощущения и впечатления ослабляется (на цвета, пейзажи, гармонию звуков), другие — усиливается (на сильные звуки, запахи, яркие коль ьоры);
  • — переживания становятся не такими глубокими, как в период ранней взрослости, реже возникают аффекты;
  • — чувство меньше осознаются и не связаны с конкретными действиями, поступками, предметами;
  • — переживание менее поддаются регулированию, имеют неопределенный характер;
  • — снижается выразительных компонент эмоционального реагирования (глаз, мимики, движений, поз);
  • — ощутимее становится физиологический компонент эмоционального реагирования (изменяется функционирование внутренних органов, прежде всего, сердца)
  • В зрелом возрасте человек часто чувствует одиночество, дефицит семейного общения, поскольку дети подрастают и покидают родительский дом

сравнению с одинокими людьми, женаты больше удовлетворены жизнью. Взрослые, которые смогли создать крепкую семью, чувствуют к кому-то привязанность, счастливее, имеют больше возможностей для душевного спилкува. Ання, больше внимания и заботы, чем те, кто этого лишенй.

В зрелом взрослом возрасте важным источником эмоций и чувств является труд. Успехи в работе питающих ощущение человеком своей значимости, нужности другим, внушают ей оптимистичное видение своей перспективы. Н.

Неудачи, особенно критика руководства, производственные конфликты провоцируют ображенисть, замкнутость, недоверие.

При таких обстоятельствах человек либо замыкается в себе, либо проявляет чрезмерную конфликтность, импульсивный ость, истеричность тощощо.

Многие профессии (педагог, психолог, врач) требуют от человека умения управлять своими эмоциями, адекватно воспринимать и реагировать на проявления эмоций других людей, без чего невозможно полноценно выполнять свои профессиональные обязанности.

Зрелый взрослый возраст связан с большим риском возникновения стресса (англ stress — напряжение) — состояния организма, возникающая в ответ на воздействие неблагоприятных внешних или внутренних факторов. Ими могут быть потеря близких, развод, болезни, преждевременный уход с п пенсию и т.д.. Его глубина и сила зависят от того, насколько болезненно воспринимает конкретный человек такие событиядії.

Проявления стресса зависят от сути проблемы, глубины переживания ее, владение навыками по ее решению, особенностей личности (Я-концепции, побудительной сферы, интеллекта и т.п.), системы социальной поддержки, истории стрессогенных (таких, которые порождали стресс) событий и переживаний.

общем, эмоциональную жизнь человека зрелого взрослого возраста обедняется. Она становится менее уязвимой, чем в ранней юности, не так бурно реагирует на явления, события и ситуации. Однако работа, семья, отдых обога ачують, разнообразят мир его эмоций, друзья являются источником оптимистического настроенийою.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/rozvitok_sponukalnoyi_sferi_zrilomu_doroslomu_vitsi.htm

1.2 Психологические особенности женщин молодого, зрелого возраста и разведенных женщин

Для того, чтобы
шире раскрыть вопрос о психологической
готовности к браку у разных категорий
женщин необходимо выявить возрастные
границы молодых и зрелых женщин, которые
представлены в научной литературе, а
также выявить психологические отличия у женщин в молодом, зрелом возрасте, а
также у уже разведенных женщин. Изучение
круга очерченных вопросов позволит
глубже раскрыть исследуемую тему, так
как без знания психологических
особенностей женщин разного возраста
и социального положения невозможно
будет определить структуру их
психологической готовности к браку.

При анализе научной
литературы (Г. Крайг [15], Т.Д. Марцинковская
[18], А.А. Реан [28] и др.) посвященной вопросам
возрастной периодизации мы определили,
что молодой и зрелый возраст относятся
к периоду взрослости, который определяется
от конца юношества (20-22 года) до периода
выхода человека на пенсию (55-65 лет).

Молодой возраст,
в соответствии с классификацией Г.
Крайга [15] относят периоду первой
взрослости – 20-30 лет, зрелось по Г. Крайгу
[15] можно отнести ко второму периоду
взрослости – 30-60 лет. В каждом из этих
периодов есть свои психологические
особенности развития и становления
личности человека.

А.А. Реан [28] к
периоду взрослости также относит возраст
от 20 до 60 лет, однако в отличие от Г.
Крайга [15] к ранней взрослости относит
возраст от 20 до 40 лет, сдвигая возрастные
границы молодости на 10 лет. Период
зрелости автором определяется как
возраст от 40 до 60 лет.

Следует отметить,
что данная классификация представляется
нам наиболее соответствующей современным
тенденциям в современном мире.

С
увеличением продолжительности жизни,
с ростом количества людей ведущих
активный образ жизни, не смотря на
возраст, инфантилизацией современных
молодых людей границы молодости все
больше отодвигаются.

В связи с указанными
тенденциями мы считаем, что возраст от
20 до 40 лет наиболее перспективно
рассматривать как период молодости.

Классификация
Т.Д. Марцинковской [18] от описанных выше,
существенно не отличается.

Таким образом, к
периоду молодости мы будем относить
возраст от 20 до 40 лет в соответствии с
классификацией А.А. Реана [28], а к периоду
зрелости мы будем относить возраст от
40 до 60 лет.

  • Далее рассмотрим
    психологические особенности личности
    следующих женщин:
  • – молодого возраста;
  • – разведенных;
  • – зрелого возраста.

1. Психологические
особенности женщин в молодом возрасте
(20-40 лет).

К тому времени,
когда человек достигает ранней взрослой
жизни, многие этапы развития уже
достигнуты. Обычно в этом возрасте уже
есть автономия от родителей, идентичность
и физический рост.

Однако, когда человек
вступает в юную взрослую жизнь, он
начинает развиваться: происходит потеря
собственного эгоцентризма и развивается
посвящение себя другому. Э.

Эриксон [41]
назвал эту стадию «Интимность против
изоляции», которая приводит к ориентировке
человека на других, а не на себя, как в
подростково-юношеском возрасте.

Это очень сложный
период для молодого взрослого, и в
отличие от предыдущих этапов, которые
могут быть решены часто через пять лет
или меньше, этот этап может длиться
пятнадцать лет или более. Исследователи,
такие как Э. Эриксон [41], Г. Крайг [15], более
подробно рассматривают проблемы этого
времени для молодых людей.

Ученные
склоняются к тому, что процесс развития
межличностных отношений настолько
сложный, что установление успешных
отношений на интимном уровне занимает
как минимум полтора года и что этот
процесс не может быть ускорен. А.

Маслоу
[19] также упоминает, что молодые люди не
только борются с любовью и потребностями,
как упоминалось, но также пытаются
утвердить себя профессионально, пытаясь
достичь престижа и уважения. Д.

Сьюпер
[34], теоретик-профессионал, видел молодую
взрослую жизнь как борьбу за развитие,
где основные потребности варьируются
между стадией реализации в возрасте
21-24 лет и стадией стабилизации в возрасте
24-35 лет. В основном, он говорил, что
взросление является борьбой за сохранение
идентичности, но в социальном
профессиональном мире.

В середине жизни
у человека снова происходит изменение
характера развития. Исследователи,
такие как Р. Пек, который построил свою
теорию на принципах Э.

Эриксона [41],
заявили, что взрослые среднего возраста
не только, как утверждал Эриксон [41],
передают свой опыт молодым поколениям,
но и борются за то, чтобы ценили их
интеллект, а не физические способности.

Как правило, снижение физических
способностей требует, чтобы взрослые
в середине жизни приспосабливались к
этому факту.

В раннем взрослом
возрасте индивид заботится о том, чтобы
развивать способность делиться
интимностью, искать отношения и находить
интимную любовь. Формируются долгосрочные
отношения, и часто возникают брак и
дети. Молодой взрослый также сталкивается
с решениями по карьере.

В этот период часто
делаются выборы, касающиеся брака и
семьи.

Исследования показывают, что
развод более вероятен среди людей,
которые вступают в брак в подростковом
возрасте, и среди тех, чьи родители были
разведены, и те, кто отличается по
возрасту, интеллекту, личности или
привлекательности. Развод также чаще
встречается среди тех, у кого нет детей.
Такие альтернативы браку, как «жить
вместе» (совместное проживание), стали
более распространенными.

Читайте также:  Брак между тремя людьми - возможен ли по закону?

Выбор работы и
карьеры влияет не только на
социально-экономический статус, но и
на друзей, политические ценности, место
жительства, уход за детьми, стресс и
многие другие аспекты жизни.

И хотя
доход важен как в выборе профессии, так
и в карьере, это достижение, признание,
удовлетворение, безопасность и вызов.

В современных культурах многих стран
часто приходится рассматривать карьеру
как супругов, так и партнеров, при выборе
работы [10, с. 15].

2. Психологические
особенности женщин в зрелом возрасте
(40-60 лет).

В среднесрочной
перспективе в зрелом возрасте важной
задачей является выработка подлинной
заботы о благополучии будущих поколений
и вносить свой вклад в мир через семью
и работу. Э. Эриксон [41] ссылается на
проблему, поставленную на этом этапе
как генеративность против самопоглощения.

  1. Р. Хавигюрст
    перечисляет семь основных задач в
    средние годы [35]:
  2. – принятие и
    адаптация к физиологическим изменениям,
    таким как менопауза;
  3. – достижение и
    поддержание удовлетворенности в своей
    профессии;
  4. – уход за пожилыми
    родителями;
  5. – помощь подросткам
    стать ответственными взрослыми;
  6. – достижение
    социальной и гражданской ответственности
    взрослых;
  7. – касающийся
    супруга как человека;
  8. – развитие досуга.

В то время как
кризис среднего возраста не рассматривается
как универсальный феномен, в течение
40 и 50 лет приходит понимание, что более
половины жизни прошло.

Это понимание
может побудить одних почувствовать,
что время уходит и что они должны
совершать внезапные, кардинальные
изменения в жизни для достижения своих
целей, в то время как другие сосредотачиваются
на удовлетворении нынешнего хода их
жизни.

В среднюю зрелость
процесс старения становится более
очевидным. Происходят естественные
физиологические изменения. Особенно
это касается женщин, так как именно в
этот период происходит менопауза. Этот
процесс включает гормональные изменения
и может длиться от шести месяцев до пяти
лет.

Из-за меняющихся уровней гормонов
женщины, проходящие через менопаузу,
часто испытывают целый ряд других
симптомов, таких как беспокойство,
плохая память, неспособность
сосредоточиться, депрессивное настроение,
раздражительность, перепады настроения
и меньший интерес к сексуальной активности
[16].

В зрелости скорость
когнитивной обработки замедляется, а
также способность решать проблемы и
разделять внимание. Однако практические
навыки решения проблем, как правило,
возрастают. Эти навыки необходимы для
решения реальных проблем и определения
того, как наилучшим образом достичь
желаемой цели.

Также отсутствие
позитивных и значимых отношений у женщин
в период зрелости может привести к
тому, что Э. Эриксон [41] назвал кризис
близости и изоляции в своей теории
психосоциального развития.

3. Психологические
особенности разведенных женщин

Рассмотрим
особенности формирования личности
женщин после развода и то, как развод
влияет на психологическое состояние
женщин.

В Республике
Беларусь количество разводов с каждым
годом все больше возрастет. По некоторым
данным, каждая четвертая пара в Беларуси
разводится [13].

  • Следует учитывать
    некоторые моменты при описании последствий
    развода для женщины: женщины начинают
    развод вдвое чаще, чем мужчины; почти
    все разведенные женщины имеют опеку
    над своими детьми; 60% людей, живущих в
    условиях бедности, являются разведенными
    женщинами и детьми; большинство
    разведенных матерей не получают никакой
    поддержки ребенка от отца.
  • После развода
    женщины часто испытывают меньше стресса
    и чувствуют улучшения в своей жизни.
    Причинами этого являются:
  • 1 — женщины с большей
    вероятностью замечают супружеские
    проблемы и испытывают облегчение, когда
    такие проблемы заканчиваются;
  • 2 — женщины чаще,
    чем мужчины, полагаются на системы
    социальной поддержки и помогают другим;

3 — женщины с большей
вероятностью будут испытывать повышение
самооценки, когда они разводятся и
добавляют новые роли в свою жизнь [24. с.
394].

Женщины, которые
работают и уделяют меньше внимания
своим детям, испытывают большую стигму,
чем мужчины в том же положении. Мужчины
в том же положении часто привлекают
поддержку и сострадание.

Психологические
последствия развода на женщинах далеко
идущие, но одной из самых основных эмоций
является чувство вины. Это зависит от
того, кто был инициатором развода.

Если
женщина инициировала развод, она может
почувствовать чувство вины за окончание
брака.

Это особенно актуально, если есть
дети, поскольку женщины могут чувствовать
себя так, как будто они несут ответственность
за расстройство семьи и причинение
эмоциональной травмы.

Женщины, особенно,
могут быть опечалены внезапной потерей
своего брака. Их мечты о будущем могут
быть основаны на браке, и внезапно эта
надежда на будущее исчезает. Повышенная
ответственность в сочетании с осознанием
того, что жизнь, которую они вели, уже
не существует, коррелирует с тем фактом,
что женщины чаще страдают от депрессии
через три года после развода [31].

После развода
женщины часто испытывают большое
беспокойство. Будущее неопределенное,
так же как и материальная безопасность
семьи. Женщины могут испытывать больше
стресса, если они полагались на мужей
в финансовых вопросах.

Некоторые из
последствий развода могут положительно
повлиять на жизнь женщин. Многие женщины
сообщают о чувстве облегчения, особенно
если отношения были особенно напряженными
к концу.

Наконец, женщины могут с большей
вероятностью расширить свои личные и
профессиональные роли. Раньше они,
возможно, ограничивали себя, сосредотачиваясь
исключительно на своих обязанностях
как жен и матерей.

Теперь они могут
искать новые карьерные возможности,
которые повысят их самоуважение [25, с.
36].

Таким образом,
нами были рассмотрены психологические
особенности женщин в молодом, зрелом
возрасте, а также разведенных женщин.

В молодом возрасте женщины больше
сосредоточены на семье и детях, так как
на период 20-40 лет приходится репродуктивный
пик у женщин в отличие от мужчин;
профессиональные устремления в этом
возрасте отодвигаются на второй план
в связи с необходимостью заботиться о
детях; в возрасте 40-60 лет, когда дети уже
выросли, семейные отношения уже сложились
или женщина разводиться, у нее происходит
фокусировка на профессиональном поприще.
Женщина стремиться реализовать себя,
добиться карьерного роста, так как это
было невозможно в предыдущий период
жизни. Часто у женщин происходит
переосмысление ценностей, желаний и
уже пройденного пути, в связи, с чем
увеличивается количество разводов в
этот период.

Разведенные женщины
испытывают ряд психологических моментов:
это может быть чувство вены за неудавшийся
брак; тревога по поводу неопределенного
будущего; депрессия из-за разрушенного
брака, особенно если женщины возлагали
на него большие надежды.

В тоже время
развод может нести для женщин в
психологическом плане и положительные
моменты: если брак был напряженным,
наступает чувство облегчения, от того,
что закончились изматывающие отношения;
если женщина была сосредоточена на роли
матери, у нее появляется возможность
реализовать себя в профессиональном
плане; также открываются новые возможности
для создания более продуктивных отношений
с противоположным полом.

Источник: https://studfile.net/preview/6889974/page:3/

Ранняя взрослость в психологии взрослого человека

Тема психология взрослого человека рассматривает раннюю взрослость, то есть людей в возрасте от 20—25 до 35—40 лет.

Понятие «период взрослости» представлено наиболее продолжительным периодом онтогенеза. В развитых государствах с наибольшей продолжительностью жизни он составляет 75 % жизни человека. Классифицируют 3 этапа взросления:

  • раннюю взрослость (молодость);
  • среднюю взрослость (зрелость);
  • позднюю взрослость (старение и старость).

Молодость представляет собой, в первую очередь, время для создания семьи и устройства семейной жизни. В это же время осваивается выбранная профессия и осуществляются первые значимые достижения в ней.

Здесь же определяется отношения к жизни в обществе и своей роли в ней.

В этот период наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, интенсивней происходит общение, максимально просто устанавливаются и полно развиваются отношения любви и дружбы.

Развитие эмоциональной сферы и создание семьи

Основная проблема в эмоциональной сфере, требующая обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, представлена достижением близости и идентичности.

Эмоциональная близость человеческих отношений является основой любви. Чувство любви обладает глубоким интимным характером, что сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями, которые включают ревность, нежность, восторг.

Ревность может выражаться гневом, печалью, злостью, обидой, разочарованием и прочими эмоциями.

Любовь включает довольно широкий круг эмоциональных явлений, которые различаются в соответствии с глубиной, силой и другими характеристиками: от относительно слабо выраженных отношений (симпатия) до полностью захватывающих переживаний, которые достигают силы страсти.

Для личностного развития очень важен этап создания семьи, когда индивид приобретает новый статус, который характеризуется ответственностью за продолжение рода и воспитанием детей. С появлением первого ребенка муж и жена переходят к освоению родительских ролей — отца и матери.

Происходит и изменение всего уклада жизни, для чего характерно появление новых обязанностей, аспектов ответственности друг перед другом и новой общей ответственности за человека, которому они дали жизнь.

Здесь же развивается комплекс эмоций родительского отношения, которые включают радость от общения с детьми, привязанность и доверие, особая чувствительность к потребностям и чувствам детей, восхищение и гордость.

Формирование семьи и рождение ребенка является очень важным этапом в жизни любого человека. Этот период обусловлен несколькими мотивами: любовью, духовной близостью, материальным расчетом, психологическим соответствием и моральными соображениями. От того, на какие ценности ориентируются люди, создавая семью, часто зависит ее будущее.

Жизненный путь в период ранней взрослости

Второй главной стороной жизни периода молодости является овладение выбранной профессией, где происходит утверждение человека в ней с обретением профессионального мастерства. В молодости проще приобрести необходимые в профессии навыки, знания, умения.

Люди максимально работоспособны, выдерживают наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способны овладеть сложнейшими способами интеллектуальной деятельности.

Происходит развитие требуемых специальных личностных и функциональных качеств, включая организаторские способности, инициативу, находчивость, четкость и аккуратность, быструю реакцию и т.д.

Замечание 1

Если жизненный путь выбран успешно, то уже в годы молодости человек способен достичь в профессии относительно высокой степени мастерства, в том числе объективное признание. Наряду с мастерством происходит обретение чувства профессиональной компетентности.

Отметим, что ближе к 30 годам романтически окрашенные ценности труда сменяются более практичными. Главными здесь становятся факторы мотивации труда, которые могут быть внешними и внутренними.

Внутренние включают удовольствие от работы, значимость полученного результата. Среди внешних факторов можно выделить заработную плату, материальное поощрение, признание трудового коллектива или профессионального сообщества в целом.

Человек способен реально оценить собственные возможности, корректируя жизненные ценности и притязания.

В этот период развитие познавательных психических процессов происходит очень медленно. Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости проходит при формировании (трансформации) личности. И хоть происходит прекращение развития психофизической функции на рубеже 25 лет, развитие интеллекта продолжается еще многие годы.

Взрослый человек самостоятельно контролирует ход своего интеллектуального развития, добиваясь существенных результатов, которые связаны с трудом или творчеством. Успех человека можно отнести к степени его одаренности, уровню образования и правильно выбранному роду деятельности. Этот факт отражает то, что развитие когнитивной сферы обладает индивидуально обусловленным характером.

На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» влияет самоопределение личности как сексуального партнера, мужа или жены, профессионала и гражданина.

Читайте также:  Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам: образец

В зависимости от осознания своих физических особенностей, осознания психологического возраста, профессиональной ориентации и основных личных и социальных установок в целостную «Я-концепцию», происходит включение новообразований, отражающих зрелость личности.

В этот период можно отметить нормативный кризис 30—33 лет, обусловленный рассогласованием жизненных планов и реальных возможностей человека. В этой возрастной категории пересматриваются жизненные ценности с отсеиванием незначительных.

Замечание 2

В период ранней взрослости осваивается профессиональная деятельность, происходит самосовершенствование, формируется семья, воспитываются дети. Время характеризуется и особенностями организации свободного времени (досуга), позволяющей воплотить в жизнь нереализованный потенциал человека.

Таким образом, любую сферу человеческой активности можно характеризовать специфическим характером деятельности и общения: труд через общественно-полезную деятельностью, семья через концентрацию и разнообразие межличностных отношений, досуг через реализацию личностного потенциала.

Основной фактор развития в данный период представлен трудовой деятельностью, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и семья.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/vozrastnaja-psihologija/psihologija-vzroslogo-cheloveka/

Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста



  • Статья обобщает и систематизирует данные, касающиеся возрастной характеристики и кризиса среднего возраста у женщин.
  • Ключевые слова: зрелый человек, возраст, кристаллизованный интеллект, возрастная периодизация, эмоциональная сфера женщин среднего возраста, изменения.
  • Введение

Ценность молодости в современном мире увеличивается, т.

к. образование, профессиональная подготовка легче даётся молодым. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания.

Швейцарский психолог Э.Клапаред писал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии. Это положение есть нечто иное, как последовательный вывод о взрослости и зрелости, как цели развития личности и одновременно финалом. По мнению многих психологов на этом этапе развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных характеристик [5].

В среднем возрасте, начинается вторая половина жизни женщины с характерными для нее процессами соматической инволюции, на протяжении которой состояния подавленности, колебания настроения и даже явные депрессивные реакции становятся более частыми, чем в первой половине жизни. Внешних и внутренних поводов для этого у чувствительных людей хватает [8].

Общая характеристика среднего возраста

С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Так, Л. С.

Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. В основе возрастной периодизации Д. Б.

Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития [9].

  1. Некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека.
  2. Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка
  3. Младенчество — от рождения до 18–24 месяцев
  4. Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12–15 месяцев до 2–3 лет
  5. Раннее детство — от 2–3 лет до 5–6 лет
  6. Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет
  7. Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18–21 года
  8. Ранняя взрослость — от 18–21 года до 40 лет
  9. Средняя взрослость — от 40 до 60–65 лет
  10. Поздняя взрослость — от 60–65 лет до смерти [6].

По возрастной периодизации Эриксона, зрелость, приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет, её основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

По возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от 25 до 44 лет — молодой возраст, 44–60 лет — средний возраст, 60–75 лет — пожилой возраст, 75–90 лет — старческий возраст, а после 90 — это долгожители.

Таким образом, средний возраст соответствует средней взрослости и зрелости. В данной статье будет использоваться классификация ВОЗ.

В среднем возрасте начинается приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности, различными способами повышается биологическая активность структур организма, мобилизуются его резервные возможности [12].

В среднем возрасте в организме человека наблюдается снижение физических возможностей. Это в свою очередь отражается на характеристиках психофизических функций, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем [11].

В возрасте 41–46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания и отмечается снижение функций памяти.

Интеллектуальная активность согласно данным некоторых исследований с 18 до 60 лет практически не меняется. По другим данным обнаружено, что резкое возрастание показателей интеллектуального развития происходит в возрастном периоде от 18 до 50 лет, а затем начинается постепенное и незначительное снижение интеллектуальных способностей [11].

В иерархических моделях интеллекта интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных относится концепция американского психолога Р. Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих двум выделенным им факторам: текучем и кристаллизованном:

1) текучий интеллект, — все те способности, с помощью которых человек учится чему–либо новому. К таким способностям относятся скорость и результативность запоминания, оперирование пространственными образами и восприятие новых связей и отношений;

2) кристаллизованный интеллект, представляет собой результат опыта и образования и опирается на осведомленность и знания, накопленные человеком в течение длительного времени.

Уровень развития данного типа интеллекта выражается в способности человека устанавливать отношения, формулировать свои суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратегии для решения задач.

Уровень кристаллизованного интеллекта возрастает по мере накопления человеком опыта и повышения им своего образования.

Кристаллизованный интеллект повышается с возрастом, его максимальное развитие становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.

Человек в 50 лет обладает более высокими показателями кристаллизованного интеллекта, чем в 20 лет. В семейной жизни, человек начинает сознавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости.

Человек среднего возраста все больше обращает внимание на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями [11].

Один из наиболее характерных гуманистических образцов здоровой личности, наделенной зрелостью и достигшей определенного уровня раскрытия человеческих возможностей, представлен в трудах выдающегося американского психолога Г. Олпорта.

Олпорт видел качественную разницу между зрелой, здоровой и незрелой, или невротической, личностью. Он полагал, что личностный рост — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. В понимании Олпорта, психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

  1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.
  2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям.
  3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие.
  4. Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания.
  5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.
  6. Зрелый человек обладает цельной философией [2].

Говоря об особенностях зрелого возраста, А. А.

Бодалёв подчёркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями «акме» человека (высший для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться [1].

Таким образом, возраст — это длительность существования организма от рождения до настоящего момента. Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя по-разному.

Различают возраст календарный, биологический и психологический. Календарный — это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту.

Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни.

Психологический возраст — это способность индивида справляться с требованиями среды и социума и адаптироваться к ним [12].

Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе. А соотношение психологического возраста с календарным позволяет, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человека и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.

Психофизиологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста

В среднем возрасте в организме женщины начинается гормональная перестройка. Физиологические изменения выражаются прекращением детородной функции, а позднее и менструальной.

По современным представлениям в основе инволюции половой системы лежит возрастная гормональная перестройка в гипоталамо-гипофизарной структуре головного мозга, влекущая за собой необратимые изменения циклической функции гипофиза и как следствие изменения в циклической деятельности яичников [10]

По мнению В. М. Дильмана [3], климакс является одновременно и нормой, и болезнью: нормой потому, что климакс в женском организме — явление закономерное, а болезнью потому, что это стойкое нарушение регуляции, приводящее в конечном итоге к снижению жизнеспособности организма [7].

К общим изменениям эмоциональной сфере женщин среднего возраста относится изменение динамичности эмоциональных состояний, выражается это либо в инертности, либо в лабильности эмоций.

К частным признакам относится устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [4].

Многие особенности эмоциональной сферы в среднем возрасте обусловлены изменением социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных.

Социальная роль влияет на уровень самооценки. Самооценка занимает важное место в жизни человека, напрямую связана с процессом адаптации и дезадаптации личности [4].

Эмоциональное переживание зависит от способа приспособления к новой жизни — сохранения себя как личности с социальными связями с обществом или как индивида, замыкающегося в рамках своей семьи и самого себя. Само наличие или отсутствие семьи, также влияет на знак эмоционального переживания.

Многое зависит и от оценки своего жизненного пути. При убеждении, что жизнь состоялась, женщина спокойно смотрит в будущее, но если жизнь оценивается как прожитая зря, то настигает чувство бессилия и отчаяния, что ведёт к собственному обесцениванию [4].

Для некоторых представительниц характерна хроническая озабоченность, которая может рассматриваться как слабо выраженная тревога. Тревога — это психофизическое переживание состояния неизвестности.

Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. В. Д. Кузакова (1975), например, выявила у здоровых мужчин высокую тревожность в 14 % случаев, а у женщин — в 21 % случаев. Те же соотношения оказались и у тугоухих (соответственно 26 % и 43 %).

И лишь у глухих количество лиц с высокой тревожностью у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым (39 % и 35 %) [4].

Дефицит половых гормонов может привести к возникновению различных патологических изменений органов и тканей, где есть рецепторы к эстрогенам, возникает риск потери костной массы, что может привести к развитию остеопороза. Потеря костной массы в позвоночнике составляет 15 % за 5 лет [10].

Читайте также:  Можно ли аннулировать развод: как отменить решение суда о расторжении брака и забрать заявление из загса

Выводы

Обобщая данные литературных источников можно сказать, что на психологические аспекты эмоциональной сферы женщин среднего возраста оказывает влияние гормональная перестройка, социальная роль женщины, наличие семьи и качество семейных связей, степень адаптации к изменениям.

Если данные показатели не благоприятны, то физиологический ресурс женщины снижается. Что приводит не только к уменьшению потенциальных возможностей в будущем, но и к возникновению ряда заболеваний. Т. к.

согласно теории Александера, психосоматические заболевания возникают в результате физиологических изменений, связанных с эмоциональным напряжением при невротическом состоянии.

Кризисное состояние человека в норме — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию личности в её развитии. Жизнь человека в любом возрасте в норме представляет собой движение, изменение и, как следствие развитие. А в патологии: движение, изменение, и, как следствие регресс.

Литература:

  1. Александров А. А. Психотерапия: учебное пособие / А. А. Александров. — Спб: Питер, 2004. — 480 с.
  2. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 352 с.
  3. Дильман, В. М. Большие биологические часы. (Введение в интегральную медицину) / В. М. Дильман. — М.: Знание, 1982. — 208 с
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е. П. Ильин. — Спб: Питер, 2001. — –752 с.
  5. Киреева, Е. Д. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Е. Д. Киреева. — М.:, Совр. гуман. ун-т, 1999. — 52 с.
  6. Край, Г., Психология развития. — 9-е изд. / Г. Край, Д. Бокум. — СПб: Питер, 2005. — 940 с.
  7. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. — М.: Медицина, 2002. — 603 с
  8. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с
  9. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  10. Назимова, Е. М. Остеопороз при климаксе: диагностика, профилактика и лечение / Е. М. Назимова // Ваш гинеколог. — 2011. — № 4 — С. 2–5
  11. Умнова, О. П. Конспект лекций по возрастной психологии: учебное пособие для вузов / О. П. Умнова. — Рост.н/Дону: Феникс, 2005. — 73 с.
  12. Фролькис, В. В. Экспериментальные пути продления жизни / В. В. Фролькис, Х. К. Мурадян. — Л.: Наука, 1988. — 248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): зрелый человек, кристаллизованный интеллект, возраст, эмоциональная сфера женщин среднего возраста, возрастная периодизация, жизнь, изменение, высокая тревожность, гормональная перестройка, возрастная классификация.

Источник: https://moluch.ru/archive/223/52627/

Особенности эмоциональной сферы в период ранней и средней взрослости

  • Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости.
  • Идентичность — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
  • Близость — тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви.

Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций.

Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

  1. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.
  2. В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
  3. Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии.

Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее.

Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.

Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

  • Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.
  • Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.
  • Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.

В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.

Работоспособность остается на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью.

В среднем возрасте интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.

Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.

В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит.

Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности.

Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.

В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.

«Я-концепция» обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок.

Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я».

Самооценки приобретают обобщенный характер.

«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).

Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.

Так как средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.

В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.

Многие считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока – это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Американский психолог Р. Кесслер считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?»

У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей.

Данная переориентация предполагает сравнение себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К.

Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».

Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям.

Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьется новый кризис.

Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме, использующие механизм отрицания.

Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных людей наблюдается чаще, чем у малоимущих и представителей рабочего класса.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s27691t11.html

Ссылка на основную публикацию