Межконфессиональные браки: что это, трудности в семье и социуме

  • А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
  • (Кол. 3: 8, 14)
  • В семье разлад – так и дому не рад.
  • Русская пословица
Межконфессиональные браки: что это, трудности в семье и социуме

Вы никогда не задумывались, почему конфликты, ссоры, скандалы, споры чаще всего случаются между самыми близкими людьми: мужьями и женами, родителями и детьми, супругами и их родственниками? Особенно если эти люди живут под одной крышей. Почему нашим дорогим, любимым близким достается от нас больше всего? Меня очень волновал этот вопрос, я искал на него ответ и, суммировав некоторые знания по данной теме, пришел к таким выводам. В каждом человеке живут страсти и греховные привычки: гнев, раздражительность, самолюбие, эгоизм, желание настоять на своем, лень, склонность к унынию, печали, ворчливость, беспричинные перепады настроения и еще многое, многое другое. Но когда мы находимся вне дома: на работе, в гостях, в компании друзей, в общественных местах, – наши страсти почти не вырываются наружу, не обнаруживают своего присутствия, им мешают наша естественная стеснительность, нормы общественного поведения, боязнь навлечь на себя гнев начальства и лишиться работы, мы боимся потерять расположение друзей и испортить свою репутацию. И дело здесь даже не в каком-то лицемерии и двуличии с нашей стороны, а в том, что с людьми неблизкими легче сдерживать себя: мы их больше стесняемся. Но когда мы приходим домой, все те негативные наклонности, которые гнездятся в нашей душе, уже не спрячешь, они рано или поздно выскочат наружу, так как дома уже не работают те тормоза и сдерживающие начала, про которые мы уже говорили. «Шило в мешке не утаишь», «вода дырочку найдет». Если человек не ведет духовную работу по борьбе со страстями, не воспитывает свою душу в стяжании добродетелей, не понимает, что его греховные наклонности, скверные черты его характера очень сильно мешают ему и его близким, долго стесняться и терпеть он не сможет – страсти найдут выход, и найдут они его дома, в привычной обстановке. Дома человек уже не скрывается, не стесняется; он такой, какой он есть. Если кое-кто из нас имеет в душе страсти гнева, гордыни, уныния и т. п., тогда горе его домашним: им предстоит много претерпеть от него. Один раз в интернете прослушал выступление некоего священника – к сожалению, не смог узнать его имени; так вот, этот батюшка сказал весьма мудрую вещь: лучше и объективнее всех на свете нас видит только Господь Бог и наши домашние; от них нам скрыться невозможно, и они видят наше истинное состояние лучше нас самих. И наши близкие знают не только наши хорошие стороны, но также и наши слабости и пороки.

Знал я одного мужчину, подверженного гневу и раздражительности; он часто без видимой причины мог сорвать свое плохое настроение на других. Но он поступал так: давал волю своему пороку на работе, и редко кому не доставалось от него, а приходя домой, был, напротив, ласков и вежлив с супругой. Это, конечно, тоже не выход. Чем виноваты окружающие, что у кого-то несносный характер? Мой знакомый не лечил свою страсть, а просто изменял ее вектор. Он использовал своих сотрудников в качестве этакого громоотвода для своего гнева. Какой можно сделать из всего этого вывод? Если хотим мира со своими близкими и семейного благополучия, нужно бороться со страстями, исправлять характер, иначе не видать нам счастья.

Вторая причина, по которой чаще всего конфликтуют именно близкие люди, состоит в том, что мы действительно любим их, они нам более близки, чем любые другие люди, с коими мы, может быть, меньше ссоримся.

Просто мы не равнодушны к нашим близким, их отношение к нам, их поведение, их жизнь нас очень волнуют, но, к сожалению, мы часто не можем в правильной и спокойной форме обратиться к ним, высказать то, что хотим до них донести.

И обсуждение с родственниками волнующей нас проблемы нередко заканчивается ссорами и обидами. Происходит это еще и потому, что мы, опять же, их не стесняемся и не задумываемся о том, что наши слова могут кого-то обидеть.

Вот и выходит, что с дальними мы можем провести блестящие переговоры и решить очень сложный рабочий вопрос, а с ближними не получается обсудить пустяковую проблему.

Я уже говорил, что, конечно, человеку холостому во многом живется легче: он не должен постоянно под кого-то подстраиваться, смиряться, бороться с собой. Бывает так: живет неженатый человек; все у него стабильно и налажено, на работе хорошие отношения с сослуживцами и начальством, с друзьями он просто душа компании. Но вот человек женится – по большой любви, как ему кажется.

И через три месяца начинаются проблемы: непонимание, ссоры, споры по мелочам. Ах, «как молоды мы были, как искренне любили…» Куда же это все девается? В статье про влюбленность уже говорилось о том, что это первоначальное чувство дается как подарок молодоженам от Бога, чтобы помочь двум весьма разным людям плавно войти в русло семейной жизни.

Чтобы они, объединенные влюбленностью, смогли пережить трудности первого года брака (который, кстати, считается психологами самым трудным), притереться и адаптироваться друг к другу. Вместе со сглаживанием взаимных шероховатостей должно происходить изменение чувств супругов, их взаимная любовь должна расти и крепнуть.

Следует помнить, что влюбленность не будет продолжаться вечно, но если супруги работают над своими отношениями, стремятся к миру и единству, то ей на смену должна прийти любовь. Супружеская любовь также чувство не статичное. В хорошем браке она претерпевает изменения и растет вместе с самими супругами.

Идут годы, меняются условия жизни, но если супруги имеют любовь и хранят ее, то она помогает им пережить все житейские трудности и кризисы. И тогда перенесенные испытания не только не ломают брак, но, наоборот, укрепляют супружеские чувства.

Любовь – это всегда дар от Бога, и либо муж и жена, имея в начале брака первое чувство, смогли его сохранить, и тогда Господь за их верность дает им любовь, либо супруги взращивали взаимную любовь на протяжении многих лет, и они награждаются любовью за свои труды и терпение.

Но, в любом случае, любовь дается не просто так, а за немалые труды, стремление к единству и усилия супругов. Если супруги всегда помнят цель – быть вместе и, несмотря ни на какие трудности, любить друг друга, все у них будет хорошо.

Помните, в беседе о семейном счастье я, используя изречение Л.Н. Толстого, называл принципы, объединяющие все счастливые семьи? Теперь настало время сказать о том, что общего у семей несчастливых, что лежит в основе семейных проблем. По моему мнению, семейные несчастья происходят по трем причинам:

– непонимание целей и задач брака и семейной жизни. Притом это непонимание может быть как со стороны одного, так и обоих супругов. Они не очень-то понимают и задумываются, зачем создают семью и как строить семейную жизнь;

– разобщенность супругов. И как следствие этого – утрата единства и любви. Вместо того чтобы объединиться и начать сообща преодолевать семейные трудности, супруги разбредаются по разным углам и живут там уже не общей жизнью, а каждый по отдельности;

– неумение и нежелание спокойно разговаривать и решать проблемы. Если в семье часто происходят конфликты, ссоры и т.д., это вовсе не всегда свидетельствует об отсутствии любви в этой семье. Люди могут быть очень привязаны друг к другу и желать друг другу добра, но при этом совершенно не уметь общаться и разрешать спорные ситуации.

Теперь обо всем этом немного подробнее.

Итак, непонимание целей и задач брака. У современного человека с жизненными целями и задачами дело вообще обстоит весьма «напряженно». Если они и есть, то они какие-то очень странные. А в семейных вопросах тем более «полный мрак».

Примерно 70% молодежи брачного возраста в брак не вступают вовсе, а остальные 30% имеют весьма смутные представления о том, как строить свою семейную жизнь. Всеобщая безграмотность по вопросам семьи и брака, воспитания детей в наше время может сравниться только с дремучестью современных людей в вопросах духовной жизни.

Это все, конечно, болезни нашего времени. Разумеется, семейные проблемы и конфликты существовали всегда. Были они и во времена того же Толстого. Конечно, не следует слишком идеализировать то время, но у людей прошлого можно многому поучиться. В целом положение с семьей и браком было гораздо лучше.

Почему? Наши прабабушки и прадедушки очень хорошо знали, зачем они создают семью и как это нужно делать. Без всяких психологических книг и бесед с психоаналитиками. Они просто впитывали всю эту премудрость с молоком матери.

Учились пониманию, для чего создается семья и как должны вести себя муж и жена, на примере своих родителей и ближайших родственников. Также они знали об обязанностях мужчины и женщины из Священного Писания. И если не все могли прочесть его сами по причине неграмотности, то регулярно слышали его в церкви.

Просто хорошо соблюдая данные им от Бога роли: мужа и отца, супруги и матери, – они избегали многих семейных конфликтов.

Были хорошо ясны цели и задачи семейной жизни: семья воспринималась как служение, ответственность; ее создавали не для удовольствия и ублажения своего эгоизма, а чтобы вместе трудиться и воспитывать детей.

Мужчина и женщина очень хорошо знали свои роли: мужчина был главой и кормильцем семьи, по заповеди «в поте лица» добывал хлеб свой (см.: Быт. 3: 19), а жена «спасалась чадородием» (1 Тим. 2: 15), рожала и воспитывала детей.

Детей тогда рожали много, да и хлеб насущный был нелегок, а значит, времени на конфликты почти не оставалось. Опять же, относительно детей. Современные дети, как правило, растут как трава, сами по себе, их воспитанием никто особо не занимается.

В результате получаем все те же проблемы и конфликты в подростковом возрасте и ранее. В дореволюционной России знали: дети – это наше будущее в прямом и переносном смысле, и их воспитанию придавали большое значение. К тому же родители помнили: не воспитаешь детишек в уважении и почитании родителей – кто о тебе позаботится в старости? Ведь никаких пенсионных фондов и собесов не было, о престарелых родителях могли позаботиться только дети.

А взаимоотношения тещи и зятя, снохи и свекрови? Неужели там тоже никто не ел друг друга поедом? Однажды я смотрел передачу, в которой обсуждался конфликт между вышеперечисленными личностями. Для обсуждения были приглашены известные литераторы, писатели и литературоведы.

И вот все эти люди из всего огромного массива русской дореволюционной классической литературы смогли назвать только два произведения, где описан этот конфликт! Это драма «Гроза» А.Н. Островского, где присутствует небезызвестная Кабаниха, свекровь главной героини Екатерины, и еще «Васса Железнова» М.

Горького, где также есть описание столкновения свекрови и невестки. А ведь литература – это зеркало жизни общества того времени. Почему конфликты зятя и тещи, невестки и свекрови – это наследие уже советского времени? Опять же, из-за разрушения традиций и семейных устоев.

Какие тещи больше всего конфликтуют с зятьями? Те, что ни во что не ставят своих мужей, сделали из них подкаблучников. А теперь переключились и на мужа дочери. Если жена привыкла уважать мужчину как главу, хозяина дома, она, как правило, уважает и зятя.

Опять же, если зять не инфантилен, не бездельник (как многие современные молодые люди), а настоящий глава и кормилец семьи, теща будет уважать его уже как молодого хозяина. В людях прошлого велико было также уважение к старшим, вот еще почему конфликты между старшим и младшим поколением не были до революции так распространены.

Когда мужчины и женщины, мужья и жены занимаются своим делом и хорошо знают свои роли, семьи крепки и семейных проблем мало.

Если мужчина отдается своему делу, оно ему нравится, если он отвечает за свою семью, кормит ее, устает от своей работы, но вместе с тем получает от нее удовлетворение, разве у него будет время на ссоры и пьянку? А когда жена отдает все силы воспитанию многочисленных детей и хорошо следит за своим домом, за хозяйством, неужели ей захочется главенствовать над мужем, день и ночь «пилить» его? При правильном укладе жизни у мужа будет стимул идти на работу, а не сидеть на шее у жены. Да, конечно, нашим предкам было в чем-то легче: весь строй, сам уклад тогдашней жизни способствовал созданию хорошей крепкой семьи. Сейчас время другое, революция, эмансипация и либерализм испортили как женщин, так и мужчин. То время уже не вернуть. Но времена меняются, а законы духовной и семейной жизни, завещанные нам от Бога, остаются прежними. И эти законы всегда помогали и будут помогать во все века и времена строить семью и избегать конфликтов.

Читайте также:  Опекунство над ребенком: как оформить над несовершеннолетним, документы для опеки и попечительства

Давайте подведем некоторый итог и еще раз вспомним, что помогало нашим прадедам в их семейной жизни. Им, как и нам, тоже было непросто, ибо при создании семьи встречаются два очень разных человека, которым предстоит стать единым целым в браке.

Эта разность, непохожесть воспитания, характеров, привычек чаще всего и является причиной супружеских конфликтов. Но люди прошлого очень хорошо представляли, что у них есть одна большая общая цель – создать семью и служить этой семье.

Когда люди знают, что собрались, чтобы делать общее дело, им легче договориться, сработаться.

Еще один очень важный момент: предки не тратили время и силы на пустые ссоры и споры на тему: кто в доме хозяин? Они знали: хозяев двое – хозяин и хозяйка, каждый отвечает за свое, но главный все-таки муж – глава семьи. Они не брали на себя несвойственные им роли, но были просто настоящими мужчинами и женщинами.

В Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Это значит, что сокровище (то, что для нас представляет ценность) мы будем любить и беречь. В стародавние времена семья была большой ценностью, люди сохраняли семью и берегли. А что семью разрушает? Наши страсти, про которые говорилось в начале этой беседы: гнев, раздражительность, самолюбие, гордыня, уныние.

И еще сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26). А если мы вредим своей семье, если от нашего поведения, от наших грехов страдают близкие нам люди, значит, мы вредим и своей душе.

И если мы своими ссорами, распрями, конфликтами разрушаем самое главное – душу и семью, тогда и весь мир с его материальными благами нам уже не нужен.

Вот об этом следует вспоминать каждый раз, когда мы хотим сказать колкое обидное слово близкому человеку или дать волю гневу и сварливости.

Нам, семейным людям XXI века, конечно, очень непросто приходится в семейной жизни. Наши предки на бессознательном уровне усвоили опыт семейных традиций прошлых поколений.

И весь строй тогдашней жизни способствовал правильному взгляду на семью и брак. Нам приходится прилагать немалые усилия, думать над тем, как прийти к согласию в семье, учитывая интересы обоих супругов, читать специальную литературу.

Но опыт прошлых поколений тоже может очень помочь нам в семейном строительстве.

В наше время супругам, чтобы прийти к взаимопониманию и избежать конфликтов, просто необходимо научиться спокойно и без эмоций разговаривать друг с другом на самые разные темы, научиться совместно решать самые разные проблемы.

Чтобы в результате достичь желаемого консенсуса. (Кстати, в этом слове ничего плохого нет, хотя оно и немного «затаскано» из-за частого употребления его М.С. Горбачевым.

А слово «консенсус» в переводе с латинского означает просто «согласие».)

Во всех спорных, неоднозначных вопросах супругам следует искать компромисс, идти на взаимные уступки, находить такое решение, которое бы устраивало обе стороны.

Не нужно бояться обсуждения проблем и убегать от них. Психология утверждает: когда проблема не решается, она «обрастает». Если вы регулярно протираете пыль, убирать ее вам будет легко, но если не сметать пыль целый год, убрать потом накопившуюся грязь будет очень непросто. Так и с невыясненной проблемой: чем дольше ее не решаешь, тем труднее разрешить впоследствии.

Чем больше супруги разговаривают, общаются, тем понятнее они друг другу, тем легче им найти согласие. В семьях, где муж и жена умеют спокойно общаться, конфликтов бывает очень мало.

Вот что можно кратко сказать о семейных проблемах. Далее я постараюсь подробнее раскрыть эту тему в ответах на конкретные вопросы.

Также хотелось бы сказать всем, кто интересуется темой семейных конфликтов, что не так давно вышла моя новая книга «Семейные конфликты. Профилактика и лечение». Ее можно приобрести в книжном магазине Сретенского монастыря, а также в других центральных московских книжных магазинах.

(Продолжение следует.)

Источник: https://pravoslavie.ru/46399.html

31. Основные проблемы семьи и брака. Типы семейных структур

Можно
выделить три основные проблемы в
современных семейно-брачных отношениях.
Это проблема стабильности семьи, проблема
рождаемости и проблема напряженности
в сфере быта.

Но даже высокий уровень
разводов не означает распада брака как
института и кризиса семьи вообще.
Напротив, семья признается безусловной
ценностью всеми возрастными категориями.

Речь идет только о качестве семейных
отношений, к которым люди предъявляют
все более высокие требования.

Итак,
в современном обществе наблюдается
процесс ослабления семьи как социального
института. Семья утрачивает свои ведущие
позиции в социализации индивидов. Это
связано с вовлечением женщин в общественное
производство, в социально-политическую
жизнь страны.

Это способствовало, с
одной стороны, росту самосознания
женщины, равенства в супружеских
отношениях, но с другой стороны,
воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости.

Кроме того, социально-экономическая
нестабильность и падение жизненного
уровня населения все большей мере
отрицательно влияют на уровень
естественного воспроизводства населения.

Тяжелые
демографические и социальные последствия
грозят увеличением числа неполных
семей, расширение масштабов социального
сиротства, преступности, алкоголизма,
наркомании, проституции.

Типы
семейных структур

При
комплексном изучении семейной структуры
они рассматриваются в комплексном
сочетании. С демографической точки
зрения выделяется несколько
типов семьи и её организации.

В
зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    • Полигиния— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх
    • Полиандрия— одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В
зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
  • разнополая семья

В
зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В
зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья— состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

  • сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В
зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам

В
зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Литература:

  • Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. Новосибирск: СибУПК, 2002
  • Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188
  • Лафкадио Хэрн. Японская семья // Мир по-японски. СПб., 2000, с. 55-63
  • Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.
  • Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
  • Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36 — 44.
  • Групповой отбор, происхождение человека и происхождение семьи (А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение. Второе издание)
  • Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Источник: https://studfile.net/preview/4546990/page:21/

Межэтнические браки как фактор стабильности общества

Аннотация. В данной статье рассмотрены семья как социальная общность, взаимоотношения в семье и ее роль в развитии общества. Определены типология и факторы формирования межэтнических браков, их тенденции и характерные особенности. 

Среди общественных явлений семья занимает одно из важных мест и находится в центре внимания многих исследователей различных научных направлений. Она является важнейшей социальной группой, выступает основной ячейкой социума, заменить которую не может ни один социальный институт.

В ней происходит социализация человека как индивида и его приобщение к этнокультурным ценностям всех  поколений  людей,  формируются  ценностно-мировоззренческие  установки  и социально-правовые ориентации личности, проявляются ее сущностные силы и способности.

В семье складываются отношения особого характера – отношения интимности, равенства, толерантности и взаимопонимания.

Семья как  сложное  социальное  образование  и  своеобразное  сосредоточение  всей совокупности  общественных  отношений  отражает  в  себе  противоречия   и   конфликты, происходящие    в    развитии    общества.    Подчеркивая    эту    особенность    семьи    как    феномена, Ф. Энгельс отмечал, что семья дает нам в миниатюре картину тех противоположностей и противоречий, в которых движется общество [1].

Сформировавшись на заре человеческой культуры, семья оказалась наиболее устойчивым социальным институтом, ставшим свидетелем разрушения одних и возникновения других цивилизаций, победы одних и поражения других систем общественных отношений и выполняющим функции физического и духовного воспроизводства общества. Как социальная общность семья во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития.

В настоящее время в мире и на постсоветском пространстве, в частности в Казахстане и России, происходят существенные социально-политические и  социально-экономические  трансформации. В этих условиях семья, также претерпевает функциональные, структурные изменения.

Условия и традиции, которые сложились в процессе современного развития общества,  потребности  людей  к исполнению ими новых социальных функций, также ролей членов семьи становятся иными.

  В  связи  с  этим  на смену традиционной семье приходит так называемая нуклеарная, которая в настоящее время наиболее распространена, состоящаяизродителейиихдетей, тоестьиздвухпоколенийи, помнениюисследователей Д. Попеное, Д. Дэвиса, претерпевает существенную трансформацию   [2].

В то же время можно выделить такие черты современной семьи: главным образом она рождается из мотивов любви и добровольного выбора, личные связи доминируют над структурами, наблюдается большая  концентрация  усилий  на  ребенке,  для  сегодняшней  семьи  характерен  рост  автономизации и индивидуализации личности, развитие способностей и талантов. Прежде всего, поддерживается сообщество любви, солидарность, вовлеченность. Современная семья – дружная, партнерская, каждый из ее членов выполняет свою роль. Персональная семья думает о благополучии каждого ее члена. В ней преобладают такие персональные функции, как чувства, взаимное единство, партнерство, дружба, тесная личная связь, а устойчивость семьи основывается именно на ценностях, возможно более хрупких и менее заметных, чем чувство долга или авторитет, зато поистине аутентичных.

Одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире является этносоциальный и кросскультурный аспект общественных отношений.

Эти отношения формируются в разных сферах: политической, трудовой деятельности, бытовой и семейной, дружеской, неформальной сферы общения.

В зависимости от исторического прошлого народа, социально-политической ситуации в том или ином регионе, от социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни и пр. вырабатывается характер межэтнических отношений.

В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросскультурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки, в том числе, конечно, социология.

Известно, что Казахстан исторически сложился и существует как крупное полиэтническое государство, в состав которого входят 140 этносов. С момента приобретения независимости в нашей республике, благодаря межнациональной политике Президента РК Н.А. Назарбаева, сложились традиции взаимоуважения и добрососедства различных наций и этнических групп.

Читайте также:  Справка об отпуске с места работы: образец документа о предоставлении отдыха сотруднику

Отношения, которые складываются между различными народами, нациями, этническими группами, реализуются на двух уровнях: институциональном и межличностном, групповом.

При институциональном уровне складывающиеся отношения между представителями различных народов происходят на государственной основе и развиваются в рамках взаимодействия региональных и республиканских органов власти.

Собственно в республиках осуществляются и реализовываются социально-культурные интересы доминирующего большинства национальностей или титульных национальностей.

Следовательно, отношения институционального уровня рассматриваются в контексте региональных и республиканских взаимодействий и складываются в рамках макросоциальных процессов, которые существенно сказываются как на межличностных, так и на межгрупповых отношениях.

Областью особого интереса социологии межэтнических отношений является уровень межличностный, межгрупповой. На этом уровне отношения между различными народами, национальностями осуществляются при взаимодействии по месту работы, дружеском, семейном, соседском и других контактах. Изучение межэтнических отношений требует рассмотрения и анализа межэтнических браков, поскольку в таких семьях складывающиеся отношения между представителями различных этносов являются показательным примером.

Сегодня в стране в Казахстане около 18 % всех браков заключается между представителями разных национальностей. Это больше, чем в 1990-х годах, когда наблюдался резкий спад, но меньше, чем было в СССР (24   %). Среди представителей титульной нации число межнациональных браков составляет % [3].

Хотя в общем массиве семей они не представляют большинства, тем не менее, их место и роль весьма существенны. От характера их формирования и функционирования во многом зависит состояние фактически всех социальных процессов в обществе – демографических, этнических, культурных и др.

В целом же межнациональные семьи объективно отражают процессы сложного межнационального взаимодействия и поэтому выступают своеобразным индикатором национальных отношений в стране.

Межэтнические и межконфессиональные браки – явление, идущее из глубины веков и встречающееся в той или иной форме практически у любого народа, в многонациональном, полиэтническом государстве они закономерны.

Определяют следующую типологию межэтнических браков:

  1. Браки с партнерами, схожими по этнокультурным признакам: одинаковая религия, быт, обычаи, традиции, система норм и ценностей. Например, русские – украинцы, чеченцы – ингуши.
  2. Браки с партнерами, не похожими по своим этнокультурным признакам: разная религия, различная культура, обычаи, система норм и ценностей, разные национальные особенности. Например, ингуши – русские, украинцы – чеченцы.
  3. Браки с партнерами, схожими по этнокультурным признакам, но различные по этнической принадлежности. Например, русские – армяне.

Итак, на формирование, стабильность и сплоченность браков (межэтнических, моноэтнических) влияет следующая группа факторов:

  • внешние – это экономика, политика, религия, хозяйственно-бытовые, окружение, территория и т.д.;
  • внутренние – терпимость по отношению друг другу, доверие, система ценностных ориентаций, установки и стереотипы и т.п. [4].

Перечисленные факторы теснейшим образом взаимозависимы друг от друга и взаимосвязаны между собой. Однако при формировании межэтнических браков одни факторы могут играть более существенную роль, другие – менее.

Существенные характерные черты межэтнических браков состоят в том, что создающие межнациональные семьи супруги представляют разные национальные культуры, традиции, обычаи, образы жизни, языки, особенности этнического самосознания и, в конечном счете, разные системы ценностей, что создает определенные проблемы для брачующихся. Таким образом, обнаруживается необходимость в выявлении и изучении ценностных ориентаций межнациональной семьи, в прогнозировании тенденций развития как национального, так и ценностного, семейного аспектов жизнедеятельности современного общества.

Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия, в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы.

Перед ним стоит выбор своей этнической принадлежности, его идентификации, где немаловажную роль играют родители, т.е. каким образом они представят ребенку набор базисных этнических ценностей.

Вполне реальна ситуация, когда ребенок из межэтнической семьи не может определиться со своей этнической принадлежностью  и в результате выбирает себе какую-то другую этническую принадлежность, либо никакой.

В этом случае представляет интерес способ взаимодействия с социальной средой, каким образом ребенок действует в ситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основе этнической принадлежности и какую именно этническую принадлежность принимает на себя, когда это становиться необходимым. Все эти вопросы разрешить достаточно сложно, так как многое, что происходит в его сознании им самим не осознается.

Изучая взаимоотношения супругов в этносоциальном аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, атакжепервоначальноскладывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная, в том числе этническая идентичность.

Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга.

Нужно отметить, что, под этнической (национальной) культурой, мы понимаем способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системах общественных норм и в духовных ценностях, в совокупности отношение людей к природе, к себе, к другим людям в определенном этносе.

В культуре фиксируется качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности – этнических общностей, эпох, этапов развития [5]. Из поколения в поколение через семью транслируются этнокультурные ценности народов, играющие огромную роль в этносоциальной стабилизации их взаимоотношений, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

Этническая культура проявляется во всех областях жизнедеятельности этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве, фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса.

Думая об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса, этническое сознание, этнические чувства, этнические вкусы.

Другими словами, насколько он идентифицирует себя с тем или иным этносом и насколько он повторяет поведение своих родителей в семье, в которой родился и вырос.

Национальная психика проявляется в поступках, поведении и взаимоотношениях членов семьи и по механизмам национальной установки и национального стереотипа – устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственных той или иной нации. Для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.

По мнению О.Г. Лопуховой и Ю.В. Пайгуновой [6], зачастую фактором, препятствующим адаптации человека в сфере социального взаимодействия, выступает не только несовместимость этнокультурных установок представителей разных этногрупп, но также и недопонимание традиций и норм собственной этнокультуры.

Социальные психологи, рассматривая природу межэтнических взаимодействий, определяют особый момент в этих взаимоотношениях как толерантность и интолерантность.

Социально- психологические характеристики взаимодействия и взаимоотношений в семье наряду с культурно- психологическими стереотипами являются базовыми причинами как интолерантного общения, так и длительности, интенсивности существования семьи.

Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении.

Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре.

Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.).

Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

Таким образом, этносоциальный и этнокультурный аспект супружеских отношений является важным фактором успешности брака. Гармония в семье, без всякого сомнения, зависит вовсе не от национальности супругов, а от искренности и теплоты в отношениях, взаимоуважения, доверия и других неотъемлемых составляющих  зрелых  отношений.

  Национально-смешанной  семье  принадлежит  немаловажная   роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов.

В силу объективной социальной структуры межэтнические семьи обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность как взрослых членов семьи, так и детей.

Все это вместе взятое позволяет рассматривать смешанные семьи как позитивный фактор нашей социальной   действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Избранные произведения. В 3-х т. – Т. – М.: Политиздат, 1986. – 639 с.
  2. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка // Вестник Московского государственного университета. – Сер. 18: Социология и политология. – 1996. – №3. – С.
  3. Умбеталиева Т.Б. В Казахстане растет количество межнациональных браков // Время. – 19 июля 2012 г.
  4. Ибрашева Л.Р., Шогина Ю.А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 138 с.
  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.,
  6. Лопухова О.Г. Особенности становления гендерного образа «Я» у девушек и юношей татарской и русской национальностей // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. – Казань, 2003. – С. 98-101.

Фамилия автора: Г.Ж. Асылханова, Л.А. Гаппасова, Б.К. Айтимова

Источник: https://articlekz.com/article/13116

Межконфессиональные браки – это смешно или опасно?

9 марта в московском кинотеатре «Сатурн» состоялась премьера фильма татарстанца Алексея Барыкина «Семейные хлопоты». Сюжет картины достаточно прост.

В смешанной семье: отец – русский, мать – татарка, рождается ребенок и родня мужа настаивает на том, чтобы младенца крестили, а родня жены – чтобы над ним был совершен исламский обряд.

Фильм изобилует смешными ситуациями в стиле классической «комедии положений», в которых на все лады обыгрываются ситуации, возникающие в подобных браках.

  • Ранее на телеканале ТНТ уже запускался подобный проект под названием «Дружба народов» – комедийный сериал о семье кавказца и русской.
  • ИА IslamNews  в связи обратился к представителям официальных исламских структур ответить на вопрос: «Межконфессиональные браки – это смешно?»
  • Муфтий ЦРО Духовное Управление Мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», председатель ДУМ Чувашской Республики, Член Общественной палаты Российской Федерации Альбир Крганов:

— Это серьезно. В советском обществе отношение к таким явлениям было проще и было неэтично спрашивать своего соседа о национальности. Сегодня нужно посмотреть на современные реалии.

Последние двадцать лет идет развитие религиозного и национального самосознания, и в новых условиях люди учитывают эти моменты. Были высказывания на эту тему и со стороны официальных представителей религий. Иудеи, например, считают такие браки недопустимыми.

Я думаю, что в многонациональной стране, в том числе и у молодежи, размыты границы допустимости тех или иных действий, но сам факт совместной жизни, который будет ставить перед ними многочисленные вопросы, как поступить в той или иной ситуации – это реальность, и мы должны говорить молодежи о том, что этих вопросов будет гораздо больше, чем при вступлении в брак с представителем своей конфессии.

Что же касается детей, то их выбор должен быть осознанным. Дай Бог, чтобы он был сделан в пользу веры, а не атеизма или сатанизма.

Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид Салман:

— Мой четвертьвековой опыт работы в качестве священнослужителя показывает, что такие браки не всегда приводят к той идиллии, которой ожидают брачующиеся. За последние десятилетия ситуация с межконфессиональными браками потеряла советский оттенок.

Сегодня люди по-другому смотрят на проблемы межнациональных отношений, и в этом можно убедиться хотя бы на примере проблемы мигрантов.

Сегодня люди в большинстве своем даже мало понимая, что есть его родная религия, когда дело доходит до некоторых моментов совместной жизни в браке становятся достаточно консервативными и каждая из сторон настаивает на своем.

Я думаю, что придет момент, когда официальное духовенство придет к точке зрения халифа Умара, да будет доволен им Аллах, который запретил смешанные браки, чтобы арабы не растворялись в иноплеменном окружении.

Читайте также:  Как пережить развод мужчине: советы психолога, как помочь человеку после тяжелого расставания

Следует также отметить, что в наше время браки даже между представителями разных этносов, хотя бы и исповедующих ислам приводят зачастую к конфликтам. Аллах сотворил нас различными племенами и народами и необходимо помнить свою идентичность.

Ситуация же, когда родители начинают «играть» с конфессиональной принадлежностью своего ребенка, не несет ничего хорошего ни в плане физического, ни в плане психического здоровья.

Бывают ситуации, когда ребенок официально – в одной конфессии, но один из родителей этим не удовлетворен, и по зову своей души тайно совершает над ним обряд другой конфессии, и это может привести к проблеме с психикой ребенка. Человек, как бы становясь «отступником» с точки зрения той или иной религии, может испытывать определенные психологические проблемы.

Религиозное сознание – это еще и мистическое состояние личности. Поэтому представителям разных с религиозных традиций лучше выбирать себе спутников жизни, оставаясь в их рамках.

Ильдар Мухамеджанов

Источник: https://islamnews.ru/news-521256.html

Влияния межконфессиональных браков на семейные отношения

Аннотация: В статье рассматривается исследование влияния межконфессиональных браков на семейные отношения. Исследование велось в пяти направлениях.

Ключевые слова: конфессия, диалог, семья, брак.

Мы задались вопросом, наряду с общественной сферой,  как происходит межконфессиональный диалог внутри семьи. Ведь влияние межконфессионального диалога не распространяется только священников и чиновников. Влияние межконфессионального диалога распространяет и на верующих. Мы решили исследовать влияния межконфессиональных браков на семейные отношения.

Для того чтобы выяснить, мы провели небольшое исследование, результаты которого уже апробировали в рамках круглого стола и конференции.

Круглый стол прошел по теме: «Межконфессиональные и межэтнические браки: правовые, социальные, культурные и бытовые аспекты», конференция по теме: «Современная молодежь и духовные ценности народов России», которые прошли 24 апреля 2015 г. и 14 мая 2015 г. в Российском исламском институте в г. Казань.

Для исследования был выбран г. Набережные Челны, Республики Татарстан. Город, каким он сейчас является, появился после того как активно начала развиваться промышленность с 1960 года. Открылись такие гиганты производства как КамАЗ и КБК. В городе живут более полумиллиона человек. В Челнах проживают 47,42% татары и 44,87% русских.

Вопрос, на который мы искали ответ «Влияют ли межконфессиональные браки на семейное отношение?» Ведь семья это ячейка общества и без нее невозможно представить общество. Семья это муж, жена и дети. Наше исследование велось в пяти направлениях.

Во-первых, подали запрос в ЗАГС, Дворец Торжества города Наб. Челны отправили начальнику МКУ Управления ЗАГС Зариповой Равиле Гильметдиновне.

Запросили ответ на интересующий нас вопрос о  том, какие браки разводятся чаще межэтнические и межконфессиональные или традиционные (когда родители одной нации и вероубеждения)? И попросили предоставить нам информацию по заключению браков и разводам в г. Наб. Челны.

Во-вторых, подали запрос начальнику отдела опеки и попечительства г. Наб. Челны Гернер Розе Эриковне с вопросом: Дети, из каких семей больше попадают к вам, из межэтнических и межконфессиональных или традиционных?

В третьих, подали запрос начальнику управления образования и по делам молодежи Халимову Рамилю Марвановичу с вопросом: Из каких семей дети более послушные и воспитанные из межэтнических и межконфессиональных или традиционных?

В четвёртых, провел интервью с религиозными деятелями г. Наб Челны. В интервью участвовали, мухтасиб г. Наб.

Челны Алфас хазрат Гайфуллин, имам мечети Нур-Ихлас и Александр Филькин, священник в Свято-Вознесенском соборе (Боровецкая церковь) г. Наб. Челны.

Вопросы, которые им были заданы: Каких браков было больше, межэтнических и межконфессиональных или традиционных за последние годы? В каких семьях разводов происходит больше?

И в пятых, решили провести, непосредственный опрос среди межэтнических и межконфессиональных семей, дабы удостоверится в ответах вышеуказанных ведомств, соответствует ли их ответ положению в обществе и имеет ли место быть или дан более удобный ответ. Приступим к ответам.

Ответ по первому направлению из ЗАГСа города Наб. Челны. Мы получили только половину ответа. Они смогли предоставить общедоступную информацию на их сайте в интернете, где указаны заключение межэтнических браков, а вот в расторжение брака никаких уточнении кто разводится, нет, только общие показатели. В любом случае как мы видим из отчетов, институт брака переживает не лучшие времена.

Из отчета следует, в 2010 году было зарегистрировано 4305 браков из них 1298 межэтнические, а разводов было 2171. В 2011 году 5172 зарегистрировано браков из них 1581 межэтнических, разводов 2391 это 46,2% по отношению к зарегистрированным бракам. Далее мы будем рассматривать только проценты.

Итак, в 2012 году межэтнические браки составляют 28,5% от общих зарегистрированных браков, а разводы составляют 58%. В 2013 году межэтнические браки составляют 29,4% от общих зарегистрированных браков, а разводы составили 52,9%.

И в 2014 году межэтнические браки составляют 28,3% от общих зарегистрированных браков, разводы составляют 51,5%.

Во втором направлении ответила начальница отдела опеки и попечительства г. Наб. Челны Гернер Роза Эриковна. Из отчета (см.

таблица №1) присланного нам на вопрос: Откуда берутся брошенные дети, из каких семей они чаще всего попадают в замещающие семьи? Мы видим, в 2013 году дети, попавшие к ним, где мать одиночка, русской национальности 44 случая.

Где мать одиночка, татарка, 19 детей. Из полных традиционных семей в среднем 12 детей, из межэтнических 10.

Таблица 1.

Отчет «: Откуда берутся брошенные дети, из каких семей они чаще всего попадают в замещающие семьи?»

2013 2014 на 01.05.2015г.
Выявлено всего: 97 108 50
Традиционная татарская семья 11 21 8
Традиционная русская семья 13 20 8
Межэтническая семья 10 16 11
Мать одиночка, татарка 19 21 7
Мать одиночка, русская 44 30 14

Но какова же причина попадания детей в отдел опеки и попечительства? Причинами попадания детей в отдел опеки и попечительства являются: лишение родительских прав или отказ родителей от ребенка, смерть родителей и заключение в тюрьму опекуна.

Так же был проведен интервью по телефону с работницей отдела опеки и попечительства, которая много лет уже работает на этой работе.

Шакирова Асия Мирзовна, которая работает в отделе по делам несовершеннолетних, рассказала, исходя из своего опыта, что «не нация или религия влияет на целостность семьи, а поддержка этой семьи извне. Без поддержки, родители бросают своих детей».

Данное направление помогло ли нам ответить на поставленный вопрос? Частично, но этого нам явно не достаточно.

Третье направление связано с образованием. Ответом начальника управления образования и по делам молодежи г. Наб. Челны было разрешено провести опрос в татарской гимназии №54. А в русской школе №53 нам должны были дать результаты исследования по отправленному запросу.

В ответе от школы №53 было указано, что у них учатся 77% из традиционных, то есть моноэтнических семей и 23% из межэтнических семей.

На наш вопрос ответили, что «дети друг от друга практический не отличаются и никакой корреляции исследуемых факторов не обнаружено».

Значит ли это, что дети как индивиды социокультуры под влиянием своих ровесников ведут себя идентично с ними? Давайте посмотрим на ответы опроса в школе гимназии №54.

В школе № 54 опрос в письменном виде прошли учителя с 5 по 8 классы. Вопрос был, из межэтнических или традиционных (моноэтнических) семей дети более послушно и воспитанно ведут себя в школе?

В ответе на вопрос приведем ответ классного руководителя 5В класса: В 5В классе таких проблем не наблюдается. На послушание учащихся национальность и конфессиональная принадлежность практически не влияет, на послушание влияет воспитание самих родителей, культура родителей, их традиции в семье и воспитание (влияние) вне дома.

Так что ответ был идентичен ответу школы №53, то есть, никакой разницы нет, что, ребенок из межэтнической семьи, что из традиционной дети ведут себя примерно одинаково.

Перейдем к четвёртому направлению, а именно к интервью представителя ДУМ РТ, мухтасиба г. Наб. Челны Алфас хазрат Гайфуллин, имама мечети Нур-Ихлас.

Алфас хазрат отметил, что межэтнические браки составляли треть всех никахов (бракосочетаний) 7 лет назад, сейчас это число идет в сторону спада. По его мнению, в межконфессиональных семьях разводов случается чаще.

Так же он отметил, что во время имя наречения в межэтнических браках дают нейтральное имя, которое подходит обеим сторонам.

Хотел бы тут отметить, что никах не является религиозным обрядом в исламе. Никах заключается только между мусульманином и мусульманкой или мусульманином и «ахлюл-китаб» (под «ахлюл-китаб» имеется в виду христиане и иудеи0. Ну а мусульманке разрешено выходить только за мусульманина. Венчание же в православии это религиозный обряд и читается он только для православных людей.

Ответ священника Свято-Вознесенского собора Александра Филькина, он отметил, что браков межэтнических и моноэтнических практический одинаково происходит.

Так же он добавил, что люди из моноэтнических семей меньше времени уделяют церкви, чем межэтнические семьи.

Так же он отметил, что в православной церкви венчание происходит только после крещения, поэтому не православному жениху или невесте приходится принять православие. Поэтому второй вопрос отпадает.

И наконец, последнее пятое направление, это непосредственное общение с межэтническими семьями. Опрошено было две семьи, семья Ахмадеевых и семья Орловых.

Семья Орловых моноэтническая и межконфессиональная. Муж семьи крещеный татарин (крящен), а жена мусульманка (татарка). В быту используется татарский язык. В браке они уже 22 года. На вопрос, есть ли трудности из-за разных религиозных убеждений, ответ был, отрицательным.

В семье Ахмадеевых, муж мусульманин (татарин), а жена православная (русская). Как видим это межконфессиональная и межэтническая семья, но у них все то же самое, никаких трудностей из-за этого в семье нет. В браке они уже 8 лет.

Подведем итог исследования. Вопрос был поставлен «Влияют ли межэтнические и межконфессиональные браки на семью и на воспитание детей?» мы провели по пяти направлениям исследование и получили ответы:

В первом направлении. Как видим, межэтнические браки составляют почти треть браков в Наб. Челнах. А разводы составляют более 50% от общих заключенных браков.

Как видим, каждым годом тенденция показателей не уменьшается, а стоит стабильно, количество разводов составляют более половины показателей заключенных браков. Для сравнения, в Казани проживают татары 47,6%, русских 48,6%.  И в Казани разводы составляют 40% от общих заключенных браков.

Так же в Казанском отчете сказано, что «причем основная доля разводов по-прежнему приходится на молодые семьи, прожившие совместно не более  5 лет».

По второму направлению ответ был, что дети попадаю в детдома по большей части из-за отсутствия отца семейства нежели из-за того что эта семья межэтническая и межконфессиональная или моноэтническая.

В третьем направлении мы получили ответ, что нет разницы между детьми из каких они семей, межэтнических или моноэтнических, дети больше берут пример от действий родителей и от сверстников.

В четвёртом направлении получили ответ, что количество межконфессиональных браков уменьшается по сравнению с тем, что было постперестроечное. И так же священнослужители подтвердили данные ЗАГСа, что межэтнические браки составляли 30% от общего количества бракосочетаний. Так же было сказано мнение, что разводов больше случается в межконфессиональных браках, нежели моноконфессиональных.

По пятому направлению мы непосредственно узнали, как дела обстоят в межконфессиональных и моноэтнических браках. Если люди не развелись и живут вместе более 5 лет, то уже такие противоречия как религиозные и традиционные уже исчерпали себя. И люди пришли к компромиссу и счастливо живут вместе.

В итоге мы получили ответ на вопрос «Влияют ли межконфессиональные браки на семейные отношения?» Ответ получили неоднозначный. С одной стороны межконфессиональные браки разрушаются чаще, а с другой, это не факт что вина в религиозных принадлежностях мужа и жены.

Семейное счастье не зависит от религиозной или этнической принадлежности. Главное чтобы люди шли друг другу на встречи, шли на компромиссы и уважали выбор других. Ведь немало семей, где ребенок выбирать свой путь и не выбирает религию родителей. От этого же семья не перестоит существовать.

Все проблемы от самих людей, а не от межконфессиональных браков.

Список литературы:

  1. Дворец Торжеств г. Набережные Челны: Главная страница [Электронный ресурс] URL: http://www.chelnyzags.ru/ (дата обращения 03.04.2015)

Источник: https://sibac.info/journal/student/8/79704

Ссылка на основную публикацию