Задачей любого руководителя является обеспечение безопасности труда. Его работники обязаны следовать установленным требованиям. 419 статья ТК РФ регулирует данные отношения и включает виды ответственности за нарушение требований охраны труда.
Виды ответственности
Виновные в нарушении безопасности труда могут быть привлечены к следующим формам ответственности:
- Дисциплинарной.
- Материальной.
- Гражданско-правовой.
- Административной.
- Уголовной.
Дисциплинарная ответственность
Это самый распространённый вид ответственности, применяемый к работникам, которые нарушили требования к охране труда. К дисциплинарной ответственности привлекают работников организации и иных лиц, ответственных за безопасность на рабочем месте.
Непосредственными нарушениями будут считаться:
- Несоблюдение внутренних правил и актов по охране труда.
- Нарушение инструкции безопасного проведения работ.
- Уклонение от медицинского освидетельствования.
- Отказ от прохождения обучения мерам безопасности на рабочем месте.
Специалистов по охране труда могут наказать в рамках дисциплинарной ответственности, если:
- Рабочие пользуются неисправным оборудованием.
- Нарушают технологический процесс его использования.
- Им не были выданы средства индивидуальной защиты.
- Работники не прошли обучение технике безопасности.
- Работник не прошёл медкомиссию или был направлен на работу, которую он не должен выполнять по состоянию труда.
Также нарушением со стороны работодателя будет ситуация, когда его работник выполнял сверхурочную работу, хотя не соглашался на неё и не должен был этого делать по закону.
Виды дисциплинарных взысканий
Выбор конкретных санкций за нарушение требований охраны труда определяется степенью вины нарушителя. В качестве наказания может быть применено:
- Замечание.
- Выговор.
- Строгий выговор.
- Увольнение.
При неоднократном нарушении система санкций действует следующим образом: замечание за первое нарушение, выговор за второе и увольнение за третье.
Порядок применения дисциплинарных взысканий
Согласно 193 статьи ТК РФ при выявлении нарушения, руководитель обязан потребовать от нарушителя письменное объяснение. Отказ его предоставить, тем не менее, на применение взыскания не влияет.
Срок давности для назначения дисциплинарного взыскания равен 1 месяцу с момента нарушения. Само наказание за нарушение требований охраны труда назначается на основании приказа, с которым нарушителя должны ознакомить в течение 3 дней. Факт ознакомления подтверждается подписью виновного в нарушении.
194-я статья ТК РФ определяет порядок снятия дисциплинарного наказания. Это происходит автоматически через год после нарушения, если данный работник не совершил иных нарушений за это время. Можно снять взыскание и раньше по заявлению самого работника или начальника. Для этого должен быть составлен соответствующий приказ.
Обжаловать дисциплинарное взыскание в комиссии по трудовым спорам работник имеет право в течение 90 дней после его вынесения.
Материальная ответственность
Цель данного вида ответственности за нарушение требований охраны труда – возместить причинённый материальный урон. Соответственно, к материальной ответственности привлекают тех работников, чьи действия привели к порче оборудования.
При этом важно, чтобы:
- Работник был совершеннолетним.
- Работодателю был причинён фактический ущерб.
- Работник проявил незаконные действия или бездействие.
- Была доказана его вина.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
- Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33
- Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12
- Бесплатная горячая линия по всей России: 88006003901
Два важных нюанса привлечения к материальной ответственности касаются возможности посчитать сумму ущерба (требование статьи 247 ТК РФ) и того факта, что упущенная выгода учитываться не будет (статья 238 ТК РФ).
Получать ли возмещение ущерба решает сам работодатель (на основании статьи 240 ТК РФ).
Гражданско-правовая ответственность
Этот вид ответственности связан с нарушениями Гражданского кодекса РФ и иных законов, принятых в соответствии с этим кодексом.
Гражданско-правовая ответственность может применяться вместе с другими видами ответственности. Главная её особенность – возмещение вреда пострадавшей стороне.
Условия и порядок назначения наказаний в рамках данного вида ответственности определены в статье 59 ГК РФ. Она наступает при нарушении прав других людей или причинении им вреда. Как следствие, виновные должны возместить им моральный и имущественный вред.
Ответственность может быть договорной и недоговорной. По характеру выделяют:
- Долевую.
- Солидарную.
- Субсидиарную ответственность.
Административная ответственность
- К данному виду ответственности за нарушение охраны труда могут быть привлечены руководители, должностные лица и ответственные работники.
- Регулируется порядок привлечения к административной ответственности нормами КоАП РФ.
- Если специалиста по охране труда наказывают в соответствии с требованиями КоАП, он может:
- Признать нарушение и заплатить штраф.
- Оплатить штраф, но при этом просить администрацию его компенсировать, если считает, что нарушение не связано с его должностными обязанностями.
- Обратиться к руководству инспектора, проводившего проверку случившегося, или в суд при полном несогласии с квалификацией нарушения и назначенным наказанием.
Непосредственно в КоАП существует статья 5.27.1 для привлечения в рамках административной ответственности. Она предусматривает следующие виды санкций:
- За нарушение законов об охране труда – штраф в сумме 2-5 тысяч рублей (для ИП и должностных лиц) и 50-80 тысяч (для юридических лиц).
- За неправильное проведение оценки условий труда – штраф 5-10 тысяч для ИП и лиц, ответственных за охрану труда, и 60-80 тысяч для юридических лиц.
- За то, что работник был допущен к труду без соответствующего обучения и медосмотра – 15-25 тысяч рублей для должностных лиц и ИП, 110-130 тысяч – для юридических лиц.
- За доступ работника, которому не выдали средства защиты, ИП и должностные лица будут оштрафованы на сумму 20-30 тысяч рублей, а юридические лица – 130-150 тысяч.
Повторные нарушения повлекут увеличение штрафа для должностных лиц и ИП до 30-40 тысяч. Также ИП могут запретить вести деятельность в течение 3 месяцев, а должностное лицо – отстранить от работы на 1-3 года.
Юридические лица за аналогичное нарушение заплатят 100-200 тысяч рублей и могут получить запрет на деятельность в течение 3 месяцев.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда является наиболее строгим видом мер наказания. Она связан с нарушением УК РФ в сфере обеспечения безопасности труда.
В частности, уголовная ответственность предусмотрена за неумышленное причинение вреда здоровью человека или в случае его смерти при чрезвычайной ситуации. Для квалификации содеянного, как уголовно наказуемого правонарушения, должны быть подтверждены две его характерные черты:
- Травма потерпевшего тяжёлая или смертельная.
- Допущено нарушение государственных требований по охране труда.
В УК есть две статьи, по которым квалифицируют деяния такого рода: 143 «Нарушение правил охраны труда» и 219 «Нарушение требований пожарной безопасности».
В рамках 143 статьи, за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, могут наказать:
- Штрафом до 400 тысяч рублей (или в размере зарплаты за 18 месяцев).
- Исправительными работами до 2 лет.
- Принудительными работами до года.
- Лишением свободы до года.
Дополнительно к лишению свободы могут назначить запрет заниматься определённой деятельностью на тот же срок.
В случае смерти 1 человека, виновного накажут принудительными работами или лишением свободы на 4 года. Дополнительно также могут запретить заниматься определённой деятельностью на 3 года. Если погибло 2 и более человек, то срок принудительных работ и лишения свободы будет равен 5 годам.
Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/vidy-otvetstvennosti-za-narushenie-trebovanij-oxrany-truda/
Штрафы за нарушение требований охраны труда
Для российских предприятий особо актуальными являются вопросы, связанные с безопасностью труда. Халатное отношение здесь недопустимо, иначе нерадивому работодателю придется нести ответственность. Какими будут штрафы по охране труда в 2018 году? За какие нарушения трудовая инспекция накладывает штрафы на организации? Эти вопросы будут рассмотрены в статье.
Какую ответственность будут нести нарушители?
При нарушении норм охраны труда возможно применение следующих видов ответственности : дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ), административной (ст. 5.27.1 КоАП РФ), уголовной (ст. 143 УК РФ).
Проверка организации контролирующим ведомством
Трудовая инспекция штрафы для предприятий и ООО назначает в случае выявления фактов нарушения прав персонала. Виновные привлекаются к административной ответственности. Наказание несут компании, их руководители и лица, в обязанности которых входит контроль за соблюдением правил охраны труда.
Отсутствие нормальных условий труда в организации является распространенным нарушением. Именно за это трудовая инспекция чаще всего накладывает штрафные санкции. Плановые проверки осуществляются в установленные сроки (1 раз в несколько лет). Но если в ведомство поступит жалоба от сотрудника организации – в ней проведут внеплановую проверку.
Трудовой кодекс содержит перечень требований, которые работодатель должен обеспечить персоналу. К ним относится:
- безопасность при эксплуатации рабочих помещений, оборудования и инструментов, применяемых на производстве;
- обеспечение комфортных условий работы;
- выдача спецодежды и средств защиты;
- расследование производственных несчастных случаев и др.
Полный перечень представлен в ст. 212 ТК РФ.
Если общее число работников компании превышает 50 человек – в ней должна функционировать служба охраны труда.
Специалисты данной службы должны соответствовать критериям соответствующего профстандарта и иметь действующее удостоверение.
На предприятиях, где трудится менее 50 человек, создавать такую службу не обязательно – руководитель может взять обязанности на себя или возложить их на другого сотрудника с должной подготовкой (ст. 217 ТК РФ).
Размеры штрафов за нарушение безопасности труда
Штрафы за нарушение требований охраны труда определены ст. 5.27.1 КоАП:
- несоблюдение законов и других федеральных нормативных актов, посвященных безопасности труда, обойдется компании в сумму штрафа – 50-80 тыс. руб., ИП и должностным лицам – 2-5 тыс.руб.;
- для работодателей, которые не провели специальную оценку труда, или провели ее с нарушениями, штрафы по охране труда составят 60-80 тыс. руб. для организации, 5-10 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
- работодателей, которые допустили к работе сотрудников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда или медицинский осмотр, когда это необходимо, ожидает штраф ˗ 110-130 тыс. руб. для юрлица, 15-25 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
- работодателям, которые не выдали необходимые средства индивидуальной защиты персоналу, назначаются следующие штрафы: за нарушение охраны труда для компаний – 130-150 тыс. руб., для должностных лиц и ИП – 20-30 тыс. руб.;
- работодателям, которые повторно допустили перечисленные нарушения придется отвечать еще строже: штраф для предприятия – 100-200 тыс. руб. или остановка работы на срок до 90 дней, для должностных лиц – 30-40 тыс. руб. или дисквалификация на 1-3 года, для ИП штраф 30-40 тыс.руб. или приостановка деятельности до 90 дней.
Если причины, из-за которых возникло правонарушение не будут устранены – к должностному лицу компании или ИП будет применена ст. 19.6 КоАП РФ и ему придется уплатить штраф 4000-5000 руб.
С 2017 года максимальные штрафы трудовой инспекции для юридических лиц значительно выросли. Ожидается, что такие меры помогут снизить количество правонарушений.
Уголовная ответственность за нарушение норм охраны труда
Когда несоблюдение норм охраны труда повлекло увечья или смерть человека, мера наказания определяется ст. 143 УК РФ. Если нарушение норм безопасности стало причиной нанесения тяжкого вреда здоровью работника, на лицо, ответственное за безопасность труда, налагается один из следующих видов наказания:
- штраф в размере до 400 тыс. руб.;
- 180-240 часов обязательных работ;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 1 года с запретом занимать определенные должности на такой же срок.
Если нарушение требований безопасности труда повлекло за собой по неосторожности гибель человека, ответственность наступает в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.
Источник: https://spmag.ru/articles/shtrafy-za-narushenie-trebovaniy-ohrany-truda
Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно
« Назад
08.08.2016 04:09
Авторская колонка Юлии Жижериной, бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву
По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках – это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию.
Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях.
Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.
Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.
Если в компании никто не отвечает за охрану труда
Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек – руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору.
Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен.
В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.
Инструктажи по охране труда обязательны для всех
Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29).
Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи.
Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.
Всех ли надо обучать по охране труда
Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца.
При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники – внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда.
Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.
Без инструкций по охране труда не обойтись
Источник: http://neohr.ru/kadrovye-voprosy/article_post/okhrana-truda-za-chto-inspektsiya-oshtrafuyet-obyazatelno
Штрафы за нарушение требований охраны труда
- Документы для зачисления
- Заявление, паспорт, копия документа об образовании
- Документ по окончанию курса
- Удостоверение о повышении квалификации
- Основная программа профессионального обучения
Охрана труда | Количество часов | Стоимость обучения |
Охрана труда. Руководители, специалисты и члены комиссий по проверке знаний | 40 | 2800 |
Охрана труда для работников организаций. Повышение квалификации | 16 | 2000 |
Специалист по охране труда (профессиональная переподготовка) (очно- заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий в сопровождении тьютора) | 256 | 15000 |
+7(499) 179-81-51
Новые изменения в законодательстве, затрагивают такой важный вопрос, как штрафы по охране труда. Они обладают законной силой с 2015-го года. Поговорим о них далее более детально.
Штрафы за нарушения правил охраны труда
Ранее ответственность за несоблюдение нормативов об ОТ регламентировалась ст. 5.27 КоАП. При этом сумма штрафных санкций составляла до пятидесяти тысяч рублей.
В наше время невыполнение обозначенных предписаний прописано в раздельных пунктах КоАП. Все они состоят из разных правовых нарушений, которые (как считает законодатель) относятся к категории существенных. Повысился уровень ответственности за их совершение. На пример, за неправильное оформление трудового соглашения могут налагать штраф до ста тысяч рублей.
Все новшества – это такой уникальный знак для руководителей, не выполняющих законодательные предписания: надзорные инстанции будут следить за деятельностью любой организации с большим усердием.
Ранее все нарушения требований ОТ являлись общими. То есть, инспектора выписывали штрафы по охране труда за все совершенные нарушения сразу же – как только проводились проверки. После того, как в законодательстве произошли определенные изменения, штрафные санкции начали начислять за все по отдельности.
Увеличение штрафов в 2019 году
Все штрафные санкции стали намного больше. В прошлом их максимальный размер на одного руководителя составлял 5 000 рублей. С этого года он доходит и до 35 000 рублей. Если речь идет о юридическом лице – штраф может составить от 50 000 до 200 000 тысяч рублей.
Больше всего увеличили штрафы за нарушение охраны труда. Максимальная сумма штрафа равна 80 000 рублей. В редких, исключительных ситуациях, возможен рост суммы до 130 000 рублей.
- Например, если сотрудников отправили исполнять свои непосредственные обязательства без надлежащей медицинской комиссии (либо если они не в курсе правил ОТ).
- Предложенную законодательную норму формулируют следующим образом: любое нарушение имеет свой раздельный состав касательно определенного сотрудника.
- Если в ранее организация с большим числом сотрудников, не прошедших обучение основам охраны труда, была вынуждена заплатить 50 000 рублей, в нынешнем году размер штрафных санкций устанавливается для каждого специалиста по отдельности.
Еще законодательные положения предусматривают наличие уведомления – нового административного наказания. Сперва может показаться, что оно более выгодное – не нужно оплачивать штраф. Но в такой ситуации про все выявленные нарушения будет написано в СМИ.
Если законодательные положения нарушаются неоднократно (допустим, при заключении договора ГПХ, а не трудового соглашения), должностное лицо может быть дисквалифицировано. Временной период – от года до трех. Здесь можно и исключить штрафы за нарушение требований охраны труда – мера наказания будет более существенной.
Увеличение срока давности
Важное дополнение – стал больше срок давности привлечения к административной ответственности. Теперь он составляет не два месяца, а один год.
К примеру, если организация что-то нарушила, то, до плановой проверки у них была возможность разрешить этот вопрос без привлечения руководства к ответственности (если нарушение выявлено повторно более чем за 60 дней до контроля).
Руководители должны осуществлять проверку исполнения всех предписаний законодательства по охране труда. Если выявляются нарушения, их устранение должно быть мгновенным.
Таблица штрафов по охране труда
Нарушение | Ответственность | Статья КОАП |
Учреждение, его руководители либо бизнесмен не исполнили предписания ОТ. Исключения составляют ситуации, прописанные в ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Если это должностное лицо – вынесение предупреждения либо наложение штрафа размером от двух до пяти тысяч рублей. Если это бизнесмен – аналогичная сумма. Если юридическое лицо (учреждение) – от 50 000 до 80 000 руб. | ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Учреждение, его руководители либо бизнесмен не выполнили зафиксированный процесс осуществления спецоценки ОТ на рабочих местах (либо она не была проведена вообще) | Если это должностное лицо – вынесение предупреждения либо наложение штрафной санкции от пяти до десяти тысяч рублей. Если индивидуальный предприниматель – цифры такие же. Если учреждение – наложение штрафа размером от 60 000 до 80 000 руб. | ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Учреждение, его руководители либо бизнесмен позволили сотруднику выполнять рабочие обязанности, хотя у него имелись медицинские противопоказания либо он не прошел: положенное обучение, проверку знаний условий ОТ, обязательный медосмотр (вне зависимости от его типа), обязательное психиатрическое освидетельствование. | Если это должностное лицо – наложение штрафа от 15 000 до 25 000 рублей. Если предприниматель – тоже самое. Если учреждение – штраф составит от 110 000 до 130 000 руб. | ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Учреждение, его руководители либо ИП не выдали сотрудникам СИЗ. | Если это должностное лицо – производится выписка штрафа от 20 000 до 30 000 рублей. Если это ИП – идентичная сумма штрафа. Если учреждение – от 130 000 до 150 000 руб. | ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Учреждение, его начальство либо бизнесмен неоднократно нарушают предписания ОТ. В прошлом они уже подвергались наказаниям за точно такие правовые нарушения. | Если это должностное лицо – происходит выписка штрафа от 30 000 до 40 000 рублей. Также возможна дисквалификация на временной период от года до трех. Если это бизнесмен – сумма точно такая же. Также может быть приостановлена деятельность на временной период до трех месяцев. Если речь идет о предприятии, сумма штрафа составит от ста до двухсот тысяч рублей (либо на три месяца приостановят деятельность). | ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Источник: http://www.nouimei.ru/ruc-i-spec/obuchenie-po-ohrane-truda/shtrafyi-za-narushenie-trebovaniy-ohranyi-truda
Административная ответственность за нарушение требований охраны труда
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ. Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.
Должностное лицо – это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.
Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.
2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:
«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.
1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:
- Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:
«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.
12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В части второй статьи 5.
27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11.
КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba3_03.html
Штраф за отходы. Изменения в КоАП РФ 2019 г
Все кто познакомился с новой редакцией статьи 8.2 КоАП РФ я думаю были немного в шоке. Штраф за отходы: кто будет платить, за что и сколько?
Если раньше инспектор приходил на предприятие и находил несколько нарушений в области обращения с отходами ( например: отсутствие паспортов на отходы + отсутствие журнала учета отходов + превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещении) — все эти нарушения попадали под состав одной статьи — 8.2. КоАП РФ со штрафом на юридическое лицо в минимальном размере 100,0 тысяч рублей.
Теперь статья 8.2. КоАП РФ разбита на части — и каждое из написанных в примере нарушений является составом отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ и соответственно, предприятие получит за эти нарушения не один общий штраф за отходы, а 3 штрафа в размере: 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. Итого получается 600 тыс. рублей.
С такими штрафными санкциями я думаю всё большему количеству предприятий станет выгоднее нанимать на работу эколога (хотя бы на полставки).
А теперь пройдемся по новым частям статьи 8.2. КоАП РФ:
Часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за общие нарушения по отходам
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.
3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ
Если мы в консультанте нажимаем на слово «требование», то оно выводит на на ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». Значит при нарушении требований этой статьи должна применяться часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ. По этой части штраф за отходы — в минимальном размере
Часть 1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» довольна общая часть, гласит:
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
часть 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Практически подходит под все виды нарушений в области обращения с отходами, по которым нет отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Запрещаются:- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;- размещение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;-захоронение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;- ввоз отходов I — IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
часть 2 статьи 8.51 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Самое часто встречаемое нарушение из перечисленных — это сброс отходов. Но за сброс отходов подготовлена отдельная часть статьи 8.2. КоАП РФ.
Сброс отходов на почву…Как следствие штраф за отходы
Часть 2 статьи 8.2. КоАП РФ
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ
Таким образом, если вы повторно совершили административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 — сумма штрафа увеличивается в 2 раза.
Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ — штраф за отходы (сброс отходов)
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 3 статьи 8.2. КоАП РФ
Если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание, то применяется часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ.
Безусловно в данном случае речь идет о сбросе отходов, а также может идти речь о несоблюдении мест накопления ТКО. Поскольку именно эти нарушения могут создавать угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.
Если за совершенное правонарушение предусмотрено уголовное наказание, то тогда + к уголовному наказанию добавится расчет ущерба, причиненного почвам ( а это не один миллион рублей).
Часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за размещение отходов
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.
3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ
Размещение отходов — это их хранение и захоронение.
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Следовательно, штраф за отходы по части 4 статьи 8.2. КоАП РФ применим только для специализированных объектов , предназначенных для хранения и (или) захоронения отходов.
Часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ
Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.
Часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание — применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 7 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательствомРоссийской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 7 статьи 8.2 КоАП РФ
Указанная статья будет применять к предприятиям 1, 2 категории ОНВОС, в обязанность которых входит разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Штраф за отходы увеличен в 2 раза. Под эту часть статьи 8.2.
КоАП РФ могут попасть прежде всего предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, поскольку до 01.01.2019 года у них не было обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
И, как правило, такие предприятия очень редко следят за изменениями экологического законодательства.
Часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за превышение лимитов отходов
Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ
Указанная часть статьи 8.2. также будет применяться только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС. Наказывать будут только за превышение лимитов на размещение отходов, следовательно превышение нормативов образования отходов будет нарушением, за которое предусмотрена ответственность частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие паспортов отходов
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ
Если в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой) выяснится, что у вас образуется отход, который присутствует в ФККО, а паспорта на отход (если он относится к 1- 4 классу опасности) или результатов биотестирования (если он относится к 5-у классу опасности) у вашего предприятия нет, то ваше нарушение попадает под часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ.
Что тут можно сделать?
В ходе проверки быстро разработать паспорта на отходы, провести биотестирование — и к окончанию проверки предоставить результаты в надзорный орган. Тогда вас не смогут привлечь за указанное нарушения, так как ни в одном законе, НПА не зафиксирован срок (дата) разработки паспортов и проведения биотестирования.
Часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие журнала учета отходов и его недостоверное ведение
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ
Данная статьи может быть применена к предприятиям 1-4 категории ОНВОС, в случае если они не ведут учет в области обращения с отходами или ведут недостоверный учет в области обращения с отходами.
Часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ
Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ
Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.
Часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ
Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ
Аналогично — только для предприятий, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
В общем штраф за отходы — это теперь дорогостоящее удовольствие как для юридиеского лица, так и для должностного…
Лисичникова Людмила
Источник: https://EcoProverka.ru/shtraf-za-othody/